Разработка концепции социально-культурного развития города

курсовая работа

2. ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ (В МИРЕ, В РФ, В ПЕРМСКОМ КРАЕ)

В данной главе автор решил начать с опыта разработки концепций социально-культурного развития городов в мировой практике на примере Италии. Для данной страны, обладающей 40% культурного наследия, самым приоритетным направлением стало сохранение культурного и природного наследия. Италия в сравнении с другими странами Европы, первая приступила к выработке концепции охраны национального достояния. Это объясняется хотя бы таким фактом, что эта страна владеет 40 процентами мирового культурного наследия. 40 объектов включены в Список всемирного наследия. В Италии, наряду с такими признанными культурными центрами, как Рим, Неаполь, Флоренция, существуют и другие не менее известные широкой общественности центры -Милан, Венеция, Модена и многие другие. Италия сосредоточила на своей территории наследие разных исторических эпох - Античности, Средневековья, Возрождения, что обуславливает особенности культурной политики в данной сфере.

Уже в 1974 году в Италии создается Министерство культурного наследия и окружающей среды (Декрет-закон №657 от 14 декабря 1974 года), но видимо выполнение нескольких функций (охрана культурного наследия и окружающей среды) стало слишком сложной задачей, несмотря на преобладание комплексного подхода к охране наследия. И в 1975 году министерство было преобразовано в Министерство культурного достояния ( Министерство по вопросам охраны памятников культуры) (Закон №5 от 29 января 1975 года).

В ведение Министерства по вопросам охраны памятников культуры из министерства внутренних дел была передана архивная служба, из министерства народного просвещения - антиквариат, изобразительное искусство и библиотеки. И в результате этой реорганизации в министерстве была сосредоточена деятельность по охране археологического, исторического, библиотечного и художественного наследия. Министерство по вопросам охраны памятников культуры включает в себя четыре центральных управления.

1.Центральное управление по охране природного, архитектурного, археологического, художественного и исторического наследия;

2.Центральное управление архивного наследия;

3.Центральное управление книжного наследия и учреждений культуры;

4.генеральная администрация и управление кадрами.

Кроме того, было создано несколько примыкающих к министерству органов с научно-исследовательскими и совещательными функциями. Например, в Научный совет по охране памятников культуры (90 избираемых членов) входят представители центральных и местных властей, ученые, эксперты в данной области. Совет координирует научную деятельность, проводит различные конференции и т.д.

Четыре центральных института, находящихся в ведении министерства, - Центральный институт каталогизации и документации, Центральный институт единого каталога итальянских библиотек, Центральный институт реставрации книг. Центральный институт патологии книг - обладают административной автономией. Национальные публичные библиотеки также находятся в ведении этого министерства.

Практически одновременно с созданием специализированного государственного органа опеки над наследием в 70-х годах в Италии начался процесс децентрализации культуры, что подтверждается, например Декретом от 14 января 1972 г., президентским указом № 616 от 24 июля 1977 года, расширившим компетенцию регионов, оставляя за правительством контрольные функции.

Регионам с особым статусом было предоставлено значительно больше полномочий. Они получили право даже на собственное законодательство. В административно-территориальном отношении Италия разделена на 20 областей, включающих 94 провинции. Почти все области приняли законы, касающиеся культурной деятельности, библиотечной деятельности (16 областей), музеев (10), охраны культурных ценностей (16), исполнительского искусства (17), молодёжной политики (6).

Региональный закон, принятый 1 августа 1980 г. не ограничивал права региональных властей лишь правом сохранности достояния, он призывал его постоянно развивать и проводить оценку, координируя в этих целях местные органы власти. В законе была обозначена необходимость создания регионального специализированного совета по вопросам культуры, местных советов и региональных научно-технических центров.

Городские советы, как правило, несут прямую ответственность за организацию культурной жизни в городах (фестивали, концерты и т.п.), и в их ведении находятся учреждения культуры (в первую очередь музеи и библиотеки). Наиболее богаты в культурном отношении северные области страны и города, расположенные на Севере Италии.

Администрация провинций также по закону отвечает за культуру, координируя и планируя культурную деятельность, ведется работа с определенными социально-возрастными группами - пожилыми людьми, студентами, молодежью. Однако в маленьких городках остро ощущается нехватка кадров, часто, например, библиотеки работают лишь несколько дней в неделю, хотя опросы показывают, что интерес к ним большой и количество взятых в библиотеках книг в последние годы увеличилось.

Таким образом, основными субъектами культурной политики Италии являются - государство, 20 регионов, имеющих законодательную власть, провинции и муниципалитеты - эти четыре уровня делят ответственность за управление культурой в Италии;

а) государство несет ответственность за культурное наследие, национальные библиотеки и музеи, а также за развитие всех видов искусства и субсидирование культурной индустрии государство также ответственно за развитие культурных связей с зарубежными странами;

б) регионы, созданные в 1970 г., ответственны за местные библиотеки и музеи, а также за «развитие культурных интересов региона»;

в) провинции также очень активны в организации культуры. Региональное законодательство предусматривает делегирование им культурной координаторской деятельности на своей территории. Однако основная роль на местах выполняется муниципалитетами, которые управляют культурными институтами (библиотеками, музеями, муниципальными театрами) и защищают национальное наследие. Кроме того, они занимаются выставками, фестивалями, летними мероприятиями.

Кроме обычного финансирования сферы культуры, существует также дополнительные финансовые ассигнования, так сказать, «адресные», то есть направленные на реставрацию конкретных памятников культуры, специальные культурные программы и т.д. Закон №84 от 19 апреля 1990 г. предусматривает специальную программу по каталогизации памятников культуры и защите культурного национального достояния, на эту программу выделен грант в 130 млрд. лир и одобрено 65 проектов.

Немалую роль в финансировании наследия играет и частное субсидирование. Очевиден тот факт, что около 60% национального достояния находится в частном владении, и государство обладает достаточными юридическими возможностями для стимулирования частных инвестиций. Так, предусмотрен вычет следующих расходов из налоговой декларации: расхода на реставрацию или поддержку недвижимых или движимых культурных ценностей и пожертвования государству или общественным организациям, фондам или ассоциациям на покупку или реставрацию культурных ценностей или организацию выставок или научных исследований. В последнее время Италия переживает настоящий бум культурного спонсорства. В 1985 г. размер спонсорских ассигнований достиг 650 млн. франков, что вдвое больше аналогичных показателей во Франции и Германии. Основными спонсорами являются банки, предприятия и страховые компании.

Также весомую прибыль приносит туризм, являющийся основным видом деятельности страны. Но в то же время рост культурного туризма ставит перед страной следующие проблемы:

-регулирование массы туристов по сезонам и городам;

-обеспечение сохранности культурного достояния, в целях повышения его привлекательности.

Современный этап культурной политики Италии в области охраны национального достояния характеризуется реформами, укреплением отношений между государством и частным сектором.

Для России, опыт Италии в обеспечении сохранности национального достояния может оказаться весьма ценным. Особенно, то, что касается децентрализации и демократизации культуры, в России это пока нерешенный вопрос. Также в России, остро стоит проблема приватизации объектов наследия. В Италии 60 % объектов наследия находятся в частной собственности, и процесс их приватизации будет продолжен. Ни одно государство в мире не способно содержать все свое национальное достояние, и чтобы его сохранить, и России необходимо пойти по пути европейских стран. Однако, в стране, где долгое время частная собственность отсутствовала, и к тому же особенное к ней отношение, сформированное в ходе исторического развития, очень трудно будет найти эффективные способы, как ее передачи, так и обеспечить условия ее существования. По мнению Н.Бердяева, Россия - страна, придерживающаяся приоритета коллективных ценностей, а не индивидуальных. Именно по этому данный процесс осуществляется столь длительно и болезненно, на фоне разрушения огромного количества объектов наследия. Однако создание организаций в России типа национальных трастов может бать весьма эффективным, при условии, что государство станет участником и партнером данных организаций. Не смотря на возможность применения опыта управления сохранением национального достояния разных стран, необходимо учитывать особенности развития нашей страны, отсутствие окончательно сформированных демократических институтов и гражданского общества, отсутствие навыков децентрализованного управления, и правовой базы охраны наследия. Поэтому на данном этапе, изучение опыта управления наследием развитых европейских стран, является скорее ориентиром, а богатейшее культурное и природное наследие России, в настоящее время, возможно сохранить, только при определяющей роли государства в данном процессе.

Делись добром ;)