Религиозные мотивы в творчестве Репина

курсовая работа

2. Религиозные мотивы в творчестве И.Е. Репина

В образной трактовке простых людей, нищих, странников Репин остается гуманистом и реалистом, видящим и нравственное превосходство народа, и его заблуждения. Фальшивому благочестию сытой публики противопоставлена глубоко искренняя, но слепая надежда обездоленных прорваться к своей правде в мире угнетения и несправедливости.

Из религиозных картин Репина "Явленная икона" менее известна и популярна у зрителей, но интереснее "Крестного хода" по цветовой композиции: ее основной стержень -- отношение пестрой, залитой солнцем толпы к темно-зеленой дубовой роще, сверкание риз духовенства на сочной зелени, игра солнечных пятен. Но картина носит более случайный характер, она менее продумана и проработана. "Крестный ход в Курской губернии" -- создание, быть может, менее живописное и менее ценное в отношении колористическом, но в нем неизмеримо больше наблюденного и взвешенного как в целом, так и в деталях. Здесь собрана воедино такая панорама типов и характеров, как ни в одной другой бытовой картине русской школы живописи. Не "Встреча иконы" Савицкого ей ровня: ей трудно подыскать аналогию не только на родине Репина, но и за ее пределами. Работал над этой картиной Репин несколько лет кряду, кончив ее только к Передвижной выставке 1883 года и уже не в Москве, а в Петербурге. Разочарование Москвой, начавшееся на другой год после переезда сюда, с каждым годом усиливалось. Он все чаще уезжает в Петербург то на две, то на три недели -- просто отдохнуть и отвести душу с друзьями и единомышленниками. 2 января 1881 года он пишет Стасову, с которым переписка давно уже возобновилась: "На масленице я приеду в Петербург, проживу там недели три, отдохну от этой пошлой сферы, мясных органических выделений всякого рода, кроме мысли. Да, Москву можно назвать брюхом России, то самое "сытое брюхо", которое "к учению глухо"…

В знаменитой картине «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883), которая доставила художнику много мук, показана бездуховность совершаемого ритуала, превратившегося, вопреки христианским заповедям, в нарочитую демонстрацию сословных границ общества. Толпе противопоставлено порывистое движение самозабвенно религиозного калеки. Картина прежде всего привлекает композиционным и живописным решением. По залитой палящим летним солнцем пыльной дороге медленно движется прямо на зрителя многолюдная толпа. В этой религиозная процессия отражен собирательный образ русской деревни со всеми ее классами и группами. Репин дал острую критическую трактовку современной ему русской действительности. С теплотой и сочувствием Репин рисует образы крестьян.

Однажды в Чугуеве, бродя с альбомом по окрестным селам, Репин увидел крестный ход. Крестьяне с «чудотворной» иконой, хоругвями и крестами шли в поле молить бога ниспослать на их землю дождь, чтобы спасти от засухи посеянный хлеб. Это удивительно живописное зрелище поразило художника необычайным разнообразием типов, резкими социальными контрастами. Репин «зажегся», он, наконец, нашел то, что искал давно, -- волнующую тему из «самой животрепещущей действительности».

То «Чудотворная икона», то «Явленная икона», то «Крестный ход»--так по-разному называл Репин свою новую работу в письмах к Крамскому и Стасову. Первоначальный эскиз картины относится к 1877 году.

Художник изобразил группу богомольцев, в безумном порыве стремящихся приложиться к чудотворной иконе. Во главе процессии -- священник и дьякон, равнодушные к своей пастве. В характеристике образов, как и в трактовке темы, в целом преобладает гротеск, сатирическое обличение ханжества и лицемерия духовенства и дикости деревенских фанатиков, забитых, одурманенных религией крестьян. В эскизе с несколькими персонажами нет еще разворота большой композиции.

Намеченная завязка действия, имеющая жанровый характер, не получает своего дальнейшего развития.

Таким образом, тема крестного хода нашла свое выражение у Репина в двух разных картинах. В «Явленной иконе» изображена мирно настроенная процессия, идущая по лесной дороге. Эта тема увлекла художника своей живописностью, интересными сочетаниями освещенной солнцем толпы, зеленого леса, сверкающих золотом риз, разноцветных лент, богатейшими переливами теплых рефлексов. Шествие изображено чинным, патриархальным.

Между первым замыслом картины о крестном ходе и ее завершением -- большим полотном «Крестный ход в Курской губернии» -- пролегли семь лет. Сделав первоначальные эскизы, Репин надолго откладывает эту работу. Разнообразные творческие замыслы, рожденные приобщением художника к народной жизни, увлекают его, и он стремится выразить в художественных образах историю людей и быт своего народа. Он пишет параллельно несколько картин. И только закончив «Арест пропагандиста», «Проводы новобранца», «Царевну Софью», «Вечорниц» и отложив на время «Запорожцев» и «Явленную икону», вплотную берется за «Крестный ход в Курской губернии».

В 1881 году Репин едет из Москвы в Курскую губернию, где в Коренной пустыни должен был состояться особенный, «необычайный крестный ход». Обогащенный новыми наблюдениями, он значительно расширяет свой первоначальный замысел, дополняет картину новыми типами, вводит ряд интересных выразительных деталей. Наступает горячая пора работы над ней вплотную, когда все чувства, все мысли обращены к одной цели. Альбомы художника заполняются десятками рисунков, сделанных с натуры. Два лета подряд Репин живет на даче в Хотькове, через которое толпами шли богомольцы в Сергиеву лавру. Среди них он легко находит необходимый типаж. Ему позируют крестьяне, странники, нищие. Репин много работает над этюдами, главным образом, на воздухе, как этого требует его картина, вся насыщенная солнечным светом. В письмах Стасову он жалуется на «убийственную погоду» и «отсутствие солнечных дней» («а ведь у нас все должно быть на солнце»), В Хотькове он пишет аксессуары, тоже на свету, и делает портретные этюды, не упуская случая запечатлеть интересные типы. «Эту неделю я работал все на солнце, с большим успехом, -- писал Репин Третьякову 23 августа 1881 года. -- Сделал самые трудные, во всех отношениях, этюды риз дьякона и причетника; да еще интересный странник попался (мимо шел); но зато ужасно я устал за эту неделю. Если бы с таким успехом удалось проработать хотя половину сентября, то я собрал бы все материалы для Крестного хода».

Илья Ефимович Репин создал работу «Иов и его друзья» в период получения звания свободного художника - это было 1869 году. В основе написания шедевра лежит история из Ветхого Завета.

Мученик по имени Иов предстал перед людьми, человеком, который получил множество боли страданий. Он остался без семьи семью, потерял имущество, превратился в старого человека, который болен. Посетить Иова пришли его друзья, они в ужасе, оттого что случилось с Иовом. Сюжетная композиция встречи Иова и друзей полностью видна на полотне картины, все эмоции образов отражены в поразительном ракурсе реальности.

Палитра красок Ильи Ефимовича удивляла критиков и наблюдателей его творчества. Изображение главного героя - Иова, его убитой горем жены, и друзей, которые были разной национальности. Основным требованием академии художеств было обязательное исполнение деталей антуража, исторических событий и изображения человеческих фигур.

Илья Репин выходит за эти рамки, и работа «Иов и его друзья» становится настоящим шедевром христианской сюжетной живописи. Облачная дымка на картине нарисована в тёплых цветах, кажется, что настало утро. Вольность в исполнении образов Иова и его жены доказала реальные черты трагедии и печали. Художник хочет достучаться к добрым людям, он просит о помощи, как главный герой его картины.

Эпические свойства работы проскальзывают между фигурами Иова и друзей. Мы не видим слёз, но ощущаем этот страх и ужас, когда ты болен и одинок. Решение художника использовать такой ракурс композиции было первым шагом к успеху рисования в таком стиле.

Илья Ефимович Репин всегда отличился своей широтой интересов и отзывчивым талантом. Этот живописец стал учителем для многих известных людей. Он мог передавать все чувства через переходы на картинах - это дар, которого просто не отнимешь. Художник много путешествовал, но в конце своей деятельности вернулся в Россию. Родная страна дала ему ощущение тепла и добра в области живописи, и осознания внутренних человеческих ценностей.

Картина Репина «Воскрешение дочери Иаира» была написана в 1871 году и была первым произведением большого масштаба, для начинающего Репина. За эту дипломную работу, Репин получил звание художника, первую золотую медаль и был отправлен в заграничную командировку.

Трактуя сцену евангельского чуда, картина «Воскрешение дочери Иаира» передает ситуацию, когда Христос является в дом, только что умершей девушки, Репин изобразил удивление и в то же время испуг родителей, в чьих глазах еще теплится надежда. Вся сцена изображена как важное и значительное событие.

Долгое время молодой художник не хотел браться за этот сюжет, считая его чуждым для себя. Лишь вспомнив о своей сестре Усти, он проникся к сюжету и представил его как жизненную сцену. В картине очень хорошо поставлено освещение. Атмосферу тишины прекрасно создает затененность интерьера в глубине и справа, вызывая ощущение скорби и ожидания. В тени оказались родные девушки, которые являются второстепенными лицами в картине, между тем тело умершей девушки и стоящий рядом Христос искусно освещены светильником. Эта игра света удачно расставляет акценты композиции и направляет взгляд зрителя, прежде всего на наиболее светлое место в картине. Лицо Христа выглядит естественно в своем спокойствии и величии мудреца, руки такие же, как у простого человека, с напрягшимися жилами. Жест рук очень прост, а вместе с этим торжественен. Между тем, умершая девушка изображена как спящая. Этим мы еще раз соприкасаемся со столь любимой Репиным темой лирики, где теме сна и пробуждения отведена большая роль. Еще не раз в своих работах («отдых», «Надя Репина», «Во время сна» и другие) художник изображает спящих людей.

Помимо умершей дочери и Христа, хочется отметить, образ старика отца. Столь присущий Репину психологизм, как нельзя лучше отражен в этом образе. Кроме того, в изображении отца присутствует скорбная красота старости. Многие знатоки живописи видят в этом образе увлечение Репина Рембрандтом, которого он часто копировал. Вся гамма красок картины очень гармонична, цветовые пятна звучат величаво, возвышенно и сдержано, что вполне подходит духу драматической сцены, которым наполнено данное полотно. Сегодня эта картина находится в государственном русском музее. Создавая эту картину, Репин был под впечатлением «Лунной сонаты» Бетховена и по словам двоюродного брата Бетховена, по-бетховенски получилось мощной. Искусствоведы называют эту картину самой таинственной и загадочной в творчестве Репина.

Именно это полотно - первое из масштабных произведений молодого Репина.

Эта трактовка сцены сюжета из Евангелия. Мы видим ситуацию, когда Иисус Христос приходит в дом, где умерла девушка. Художник мастерски передал необыкновенное удивление и испуг родителей. Они все еще надеются на чудо. Изображенная сцена передана так, что возникает ощущение важности и значительности события.

Репину очень долго не хотелось браться за этот сюжет. Он предполагал, что эта тема ему чужда. И лишь тогда, когда он вспомнил свою сестру, смог проникнуться этой темой и представить ее, как действительно реальную ситуацию, произошедшую в жизни.

Справа и в глубине все нарочито затемнено, что передает необыкновенную тишину и вызывает чувство томительного ожидания. Родственники девушки изображены в тени, так как они второстепенные персонажи. Девушка и пришедший Иисус Христос с невероятной выразительностью выделены светом. Этот прием верно расставляет акценты, а также направляет наш взгляд на главное место в картине.

Христос очень естественен, его лицо спокойно и мудро в собственном величии. Его руки совершенно обычны, как у простого человека. Жесты невероятно просты, но при этом действительно наполнены торжественностью. Девушка словно спит, а не умерла. Здесь зритель вновь соприкасается со столь излюбленной темой для Репина, как тема пробуждения. Во многих творениях мы видим спящих.

Также невероятно значим на картине отец. Психологизм Репина наиболее полно отражается именно в нем. Также ощущается красота и скорбность старости.

Все краски невероятно сдержанны и при этом максимально гармоничны. Все это подходит к той полной драматизма сцене, которая стала темой полотна.

Репин создавал эту картину, находясь под сильнейшим впечатлением Бетховена и его «Лунной сонаты», поэтому и творение получилось таким мощным. Именно это полотно названо полным тайн и загадок.

Делись добром ;)