logo
Рецензия на картину Ван Гога Винсента "Ваза с двенадцатью подсолнухами"

Гипотезы о подлинности

Одна из самых дорогих картин Ван Гога, “Подсолнухи”, проданная в 1987 году японской страховой компании “Ясуда” за сорок миллионов долларов, объявлена подлинной. Сотрудники музея Ван Гога полагают, что положили конец долгому напряженному спору, посвященному атрибуции этой картины.

Существует несколько версий авторства этого натюрморта. Одна из них, принадлежащая сотрудникам итальянского журнала Quadri e Sculture, утверждает, что картина - копия кисти Гогена. Вот те шаткие факты, на которых держится эта версия. В 1888-м и 1889 годах Ван Гог написал четыре картины с подсолнухами, из которых две были оригиналами, а две - авторскими копиями. Из переписки художников (Ван Гога и Гогена) явствует, что Гогену очень нравились оригиналы и он попросил одолжить один, но получил отказ. По незамысловатой версии редакции и известного арт-эксперта Антонио Де Робертиса, Гоген якобы в тайне от друга сделал копию натюрморта. Причем сделал он эту копию поверх какого-то своего натюрморта. Чтобы в этом удостовериться, можно отправить картину на просвечивание. В чем, впрочем, не будут заинтересованы ее владельцы из “Ясуды”, которые не захотят подвергать картину, купленную за $49 млн. (очевидно, опечатка - Christies указывает 39.9 миллионов US$ - примечание автора сайта), радиоактивному облучению.

По другой версии история развивается следующим образом. Через год после смерти Ван Гога спорное полотно оказывается в руках друга художника Эмиля Шуффенеккера, человека с довольно сомнительно репутацией - позже его обличили в подделке картин Ван Гога. И третье подозрение в подлинности натюрморта возникли из-за материала холста, которым Ван Гог обычно не пользовался: натюрморт написан на джутовой мешковине.

Ван Тильборг и Элла Хендрикс специалисты Музея Ван Гога Луи убеждены, что это не может служить поводом для подозрений. Они также добавили, что картина фигурирует в списке полотен Ван Гога, составленном в 1901 году. Даже известно, что она дописана Шуффенеккером. Однако искусствоведы обращают внимание на то, что было бы нелогично сначала подделать основную часть картины, а потом добавить остальное в другом (своем собственном) стиле. Эксперты уверяют, что в картине присутствуют общие черты с другими “Подсолнухами" Ван Гога, причем и с теми, которых Шуффенеккер не мог видеть. “Ван Гог на самом деле боролся со своим созданием, и, как ни странно, результаты этой борьбы дали критикам повод считать ее подделкой”, - так указывают эксперты.

Тем не менее, историк Бенуа Ландэ, один из главных противников гипотезы подлинности, полагает, что нельзя считать неопровержимыми гипотезы экспертов. И сомнения, несмотря на заверения музейщиков остаются. А факт остается фактом - натюрморт, купленный “Ясудой”, не относится к четырем известным “Подсолнухам” Ван Гога. Именно эта версия впервые упоминается в 1891 году, через год после смерти великого художника.