Роль рисунка в живописи

контрольная работа

3. Роль рисунка в живописи

Под словом рисунок мы подразумеваем ясное, выразительное и лаконичное выражение основной формы. В разных искусствах этот термин употребляется в различных значениях. Например, живописец и архитектор под словом рисунок понимают выражение объемной формы; музыковед, анализируя музыкальное произведение, говорит о мелодическом рисунке; балетмейстер указывает на рисунок танца.

Рисунок присутствует во всех видах изображения. Какую роль играет рисунок в живописи? Можно посмотреть на уже написанный натюрморт и сказать:

- В живописи на первый план выходит передача на бумагу цвета и пространства, а рисунок уходит на второй план. Но сразу возникает вопрос:

- Как начать писать натюрморт не построив линейно - конструктивный рисунок? Занятия начинаются с рисунка, а не с живописи потому, что рисунок является основой изобразительного искусства.

Рисунок как станковое произведение изобразительного искусства или как вспомогательное средство построения изображения является линейно-графическим выражением объемной формы предмета. Живопись базируется на закономерностях цветового построения реалистической формы. Обучение живописной грамоте - это путь изучения способов, приемов и средств построения на плоскости живописной формы, ее пропорций, конструктивных, объемных, материальных и пространственных качеств. В связи с этим каждый живописец должен хорошо владеть рисунком, уметь конструктивно и перспективно строить предметы, передавать их пропорции, объемные, пространственные качества. Гармоническое слияние тона, цвета и рисунка в одно целое -- это и есть настоящая живопись. Без рисунка краски не могут передать даже такие элементарные свойства предметов, как объем, пространство. Нанесенные на холст цветовые мазки, выражающие, например, изменение цвета в зависимости от воздушной перспективы, не могут сами по себе выражать пространственную глубину. Только заключенные в правильную форму, верный перспективный рисунок, пространственные свойства цвета вступают в полную силу, они выражают и пространство, и объем. Если пейзаж не нарисован по правилам наблюдательной перспективы, роль цвета в передаче пространства ничтожна. При определении, что такое живопись, художники порой говорят: «Это 100% рисунка и 100% живописи, которые находятся в тесной взаимосвязи».

Когда мы говорим, что в реалистической живописи рисунку отводится главенствующая роль и что владение рисунком -- необходимое условие успешного овладения реалистической живописью, это не значит, что процесс работы живописца идет таким образом, что сначала он тщательно выполняет рисунок, а затем раскрашивает его. Речь идет не о контурном рисунке. Живописец вообще может не делать подготовительного рисунка, а сразу начинать работать кистью -- однако о его работе можно говорить, что в ней прекрасный рисунок, неразрывно связанный с живописью: налицо и правильные пропорции, и конструкция предметов, и прекрасная лепка объема, и наличие пространственных качеств.

Начальное обучение обычно проводится параллельно по нескольким дисциплинам: по рисунку, живописи, композиции. Однако обучение живописи приносит хорошие результаты в том случае, если начинающий художник предварительно уже имеет такие знания и навыки в рисунке, как умение перспективно и конструктивно строить предметы, грамотно выполнять тональный рисунок, и главное, имеет развитое чувство пропорций.

Без знания законов светотени и задач тонового рисунка начинающий живописец испытывает особенно большие затруднения в передаче цветом объема и материала изображаемых предметов, их пространственного расположения. В живописном этюде основной задачей является выражение пластической формы, а ее понимание, т.е. чувство объемной формы, вырабатывается именно в процессе овладения светотеневыми рисунками. Поэтому такой рисунок является не только началом, но и основой обучения живописи. Исторический опыт художественных школ свидетельствует о том, что на первоначальном этапе обучения необходимо стремиться прежде всего дать основательную подготовку по рисунку. Только в этом случае процесс дальнейшего обучения живописи будет проходить наиболее успешно. Молодому болонскому художнику Одоардо Фиолетти, приехавшему учиться в Венецию, Тинторетто на его вопрос, что ему надо делать, чтобы преуспеть в живописи, сказал: «Рисовать!» На повторный вопрос Фиолетти, что ему еще можно посоветовать, чтобы стать живописцем, художник повторил: «Рисовать и еще раз рисовать!» -- справедливо считая, что рисунок придает изящество и совершенство живописи.

Микеланджело видел в рисунке применительно и к живописи, и к скульптуре, и к архитектуре «источник и корень всякой науки».

«Рисунок всегда является полюсом и компасом, который нас направляет, дабы не дать потонуть в океане краски, где многие тонут, желая найти спасение», -- утверждал Шарль Лебрен.

Энгр на дверях своей мастерской написал: «Сюда придут ученики, которых я буду обучать рисунку, а выйдут отсюда живописцы».

«Существует лишь одно, что благодарно и что лежит в основе всего другого -- это рисунок. По сравнению с ним все остальное слабо и незначительно: каждый, кто владеет рисунком, преуспевает как в живописи, так и в скульптуре», -- говорил Каруччи.

«Не цвета делают фигуры прекрасными, а хороший рисунок», -- говорил Тициан. Достигнув глубокой старости, он не пропускал ни одного дня, изображая что-нибудь углем или мелом.

«Следует считать твердо установленным, что практика, приобретенная путем многолетнего изучения за рисованием, делает людей выдающимися живописцами», -- утверждал Джорж Вазари.

«Живопись, не основанная на рисунке, будет не искусством, а беспорядочным набором красочных пятен», -- неоднократно повторял В.Е. Маковский.

«Не умеющий рисовать, не будет писать как следует», -- учил П.П. Чистяков.

И.Е. Репин ежедневно по 2--3 часа занимался рисунком, считая его основой живописи. А.М. Васнецов, вспоминая о системе преподавания П.П. Чистякова, говорил, что «его идеалом была форма -- рисунок».

В Мюнхенской школе художника-педагога Ашбе, в которую поступали люди, окончившие даже Академию искусств, обучение длительное время проводилось только по рисунку (конструктивное построение форм, тоновой рисунок, гризайль), и лишь впоследствии, когда овладевали конструктивной лепкой формы тоном, приступали уже к изображению цветом.

Произведения выдающихся художников замечательны прежде всего необычайным мастерством рисунка, сочетанием пластичности форм и верности тона и цвета. Большинство знаменитых живописцев -- это, прежде всего замечательные рисовальщики. Такие художники, как К.П. Брюллов, И.И. Шишкин, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, М.А. Врубель, В.А. Серов, К.А. Коровин искусно владели рисунком. В живописи важно наличие пластической формы, ее объема, пропорций, пространственных ее качеств. Когда живописец передает эти качества натуры, то говорят -- у него хороший рисунок. Если нет этих качеств, изображение будет свидетельствовать о крайне небрежно исполненной живописи, о неумении автора рисовать.

В живописи нельзя рассматривать цвет вне связи с рисунком. Нужно рисовать по мере того, как пишешь. Наметив рисунок для живописи, надо как бы забыть об условных контурах формы, надо лепить объемную форму объекта вместе с окружающим пространством, передавать ее пропорции и материальность. Так, начиная с подготовительного рисунка и кончая последними ударами кисти, художник все время имеет дело с рисунком, то есть с изучением и пониманием формы. По словам Д.Н. Кардовского, если мы говорим, что живопись -- это продолжение рисунка цветом, то это значит, что живописная трактовка формы начинается с рисунка и в процессе работы она неоднократно корректируется и уточняется им. Мастерство владения рисунком обеспечивает успех в создании живописного произведения. П.П. Кончаловский, рассматривая значение в живописи рисунка и приемов письма, писал: «Настоящий прием в живописи -- это мазок, совершенно точно, исчерпывающе передающий форму».

Первоосновой художественной образности в реалистическом искусстве является рисунок, воспроизводящий предметную форму, передающий характер людей и событий. В рисунке заложены успехи и композиционного мышления, развития воображения. Как правило, композиция создается и фиксируется (во всяком случае, пластическая идея) прежде всего в рисунке. Даже у очень многих скульпторов и архитекторов пластический мотив возникает в первоначальном наброске, в рисунке. А у художников пластическая идея, общая мысль композиции всегда возникает в рисунке.

Профессиональное мастерство рисунка в реалистическом его понимании необходимо художникам разных профилей: графику, архитектору, декоратору, монументалисту и многим другим. Невозможно воспитать настоящего художника кино или театра, если он не подготовлен как рисовальщик. От уровня изобразительной культуры, воспитанной реалистической школой рисунка, зависит ценность творческого вклада художников разных видов изобразительного искусства.

Если картину начинает писать художник, получивший специальность оформителя, прикладника, монументалиста или художника-педагога, но не овладевший основами реалистического рисунка, это ведет к созданию неполноценных произведений станкового искусства, появлению в картинах ложного монументализма и декоративизма, которые нарушают реалистическую образность, вносят фальшь, искажают образ человека и суть изображаемых явлений.

3. Какие основные навыки нужны в рисунке перед тем, как приступить

к живописи

Следует указать тот минимальный объем знаний и навыков по рисунку, которым необходимо овладеть каждому начинающему художнику, чтобы перейти к живописи. В этот начальный курс рисунка должны войти и теоретические знания, и выработка практических навыков по следующим вопросам:

1.Элементы наблюдательной перспективы (линия горизонта, перспектива горизонтальных линий и плоских предметов). Конструктивное и перспективное построение предметов, ограниченных плоскостями (куб, призма, интерьер и экстерьер).

2. Принцип перспективного построения предметов цилиндрической формы.

3.Светотень геометрических тел (градации светотени на шаре, цилиндре и кубе, элементы воздушной перспективы).

4. Способы передачи объема, материала и пространства в рисунке (характер светотени различных материалов, тоновые отношения, роль линии и штриха в передаче объема, материала и пространства).

Кратко рассмотрим основные вопросы, которыми должен обладать художник перед тем, как приступить к «раскраске» натюрморта:

Закомпоновывая натюрморт нужно учитывать, что основные предметы натюрморта не должны упираться в края картинной плоскости и у зрителя не должно возникать чувства, будто предметам тесно, и, наоборот. Они не должны отстоять друг от друга на большом расстоянии. Уже в предварительных набросках надо проследить, что бы по тону одна часть картинной плоскости не перевешивала другую, что бы тональные отношения не создавали хаоса и пестроты.

Когда композиция натюрморта найдена, можно приступать к рисунку.

Рисунок следует начинать с изображения всей группы предметов, одновременно отмечая местоположения каждого из них. Затем надо найти характер формы предмета и их пропорции, т. е. наметить конфигурацию предметов, их высоту и ширину, а также расположение в пространстве. Все это делается быстро, едва касаясь карандашом бумаги. Когда характер формы предметов и их размеры будут намечены, следует переходить к конструктивному анализу формы ( см. на прим. вазы - рис.1(а, б); Приложение)

Анализируя конструкцию формы, следует ясно представить себе строение предмета во всех его составных частях - видимых и невидимых глазом. Что бы сделать правильно линейно - конструктивное построение сложных предметов, следует каждый день зарисовывать бытовые предметы разной формы, в разных ракурсах. Такие упражнения способствуют развитию пространственного мышления и хорошо закрепляют навыки перспективного построения изображения. На рисунках 2, 3 (см. Приложение), показаны примеры подобных упражнений. Для создания объемного реалистического рисунка на плоскости необходимо правильно понять, как располагаются в пространстве поверхности предмета, каким образом они отграничиваются от окружающего пространства, т. е. как образуется объем.

При выполнении заданий на линейно - конструктивное построение все внимание сосредоточивается на особенностях формы предметов. В рисунке намечаются поверхности каждого предмета - как видимые, так и невидимые. Так получается как бы изображение проволочных моделей (см. рис.4; Приложение), что дает возможность рисующему проследить за размещением предметов в пространстве.

Линейная конструкция в рисунке - это система линий, которая скрепляет отдельные части формы предмета в единое целое, не позволяя ему «разваливаться» и «рассыпаться» на части. Конструктивное построение заключается в том, что художник лаконичными линиями выражает на плоскости объемное содержание формы. На рис.5 (Приложение) представлено линейное изображение предметов цилиндрической формы. Они верно построены по конструкции и перспективе. На их форме светотени нет, но выглядят они объемными. Если бы рисунки этих предметов по перспективе и конструкции были построены неверно, тщательная передача светотени не сделала бы их объемными. Намечая конструктивную основу формы предметов, необходимо учитывать законы перспективы. Одна из наиболее распространенных ошибок - обратная перспектива. Так, колесо (см. рис.6; Приложение), поставленное в наклонном положении изображено в обратной перспективе. На нижнем рисунке дано правильное изображение колеса. Еще внимание надо обратить на перспективное изображение оснований предметов. Нельзя допускать, чтобы в рисунке следок одного предмета «наступал» на следок другого или один предмет «налезал» на другой.

При распределении светотени на форме рисовальщик внимательно следит, чтобы плоскости, расположенные в пространстве под различными углами к лучам света, не были покрыты тоном одной силы. Для этого вначале надо проложить тени затем перейти к полутени и, наконец, к светам. Поскольку рельеф формы и светотеневые градации становятся хорошо заметными в простейших условиях освещения, когда изображаемый предмет освещается одним основным источником света, то для наглядной демонстрации характера распределения светотени лучше освещать их сильным боковым светом. Градации светотени хорошо просматриваются на геометрических телах (см. рис.7,8; Приложение). Такой метод работы художники эпохи Возрождения считали обязательным. Леонардо да Винчи в главе «О наложении светов» в «Книге о живописи» писал: «Наложи сначала общую тень на всю ту заполненную (ею) часть (тела), которая не видит света, затем клади полутени и главные тени, сравнивая их друг с другом. И таким же образом наложи (весь) заполняющий (свою часть) свет, выдержанный в полусвете, а затем клади средние и главные света, также их сравнивая»

Заканчивая работу над рисунком натюрморта, надо внимательно проверить общее впечатление от изображения.

По всем этим элементарным вопросам изобразительной грамоты необходимо приобрести не только теоретические знания, но и выработать практические навыки их реализации в рисунке: видеть пропорции, научиться замечать перспективные изменения, конструктивно строить изображение и располагать его на плоскости бумаги, владеть светотеневой лепкой объемной формы, уметь выполнять тональный рисунок, в котором предметы изображаются в световоздушной среде. Последнее особенно важно для перехода к изображению цветом. Живописная лепка формы основывается на единстве тоновых и цветовых отношений. Недопонимание роли тона в передаче объемной формы, материала и пространства усложнит усвоение многих живописных задач.

Важной основой художественной образности в реалистическом искусстве является тональный рисунок, воспроизводящий предметную форму в световой среде и пространстве. Такой рисунок является тем фундаментом, который позволяет перейти к живописи. Не владея тональным рисунком, художник беспомощен перед живописным изображением явлений объективного мира.

изобразительный живопись реалистический рисунок

Делись добром ;)