Великие создания мастеров Возрождения

творческая работа

Литература

Вывод

Эпоха Возрождения

Возрождемние, или Ренессамнс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) -- эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи -- XIV--XVI века.

Отличительная черта эпохи Возрождения -- светский характер культуры и её интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» -- так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Общая характеристика

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма -- общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Периоды эпохи

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.

Боттичелли С. Мадонна с гранатом. Ок. 1490

Высокое Возрождение

Второй период Возрождения -- время самого пышного развития его стиля -- принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

Северное Возрождение

Замок Шамбор во Франции. 1519--1547

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Выдающиеся представители -- Ян ван Эйк (ок. 1390--1441), Рогир ван дер Вейден (1399 или 1400--1464), Гуго ван дер Гус, Питер Брейгель Старший (1525/1530--1569).

Человек эпохи Возрождения

Ренессансный гуманизм, классический гуманизм -- европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века; с конца XV века перешло в Германию, Францию, отчасти в Англию и другие страны.

Ренессансный гуманизм является первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы. В этой среде возник новый идеал личности, порожденный светскими и классическими устремлениями гуманистического мировоззрения. В гуманистической литературе он получил свое развитие.

Наука

Гольбейн Г. Портрет Томаса Мора. 1527

Развитие знаний в XIV--XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка. В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации.

Философия

Философия Возрождения -- направление в европейской философии XV--XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.

Мишель Монтень

Мишель Эйкем де Монтень (1533--1592) -- выдающийся философ и писатель эпохи Возрождения, автор книги «Опыты», в которой с литературной красочностью проводится тонкий анализ душевных переживаний человека. Исходный пункт учения -- скептицизм.В отличие от агностицизма скептицизм Монтеня не отрицает познаваемости мира. Монтень считал, что человеку необходимо постоянно совершенствовать своё мышление путём познания закономерностей природы. Высказывал идею равенства всех людей, идеализировал «естественное состояние» человечества, которое нарушил прогресс цивилизации. Считал, что счастье людей возможно лишь при отсутствии сословий и социального неравенства. Главный принцип его морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в жизни земной.

Джордано Бруно

Джордано Бруно (1548--1600) -- итальянский философ, один из последних представителей философии эпохи Возрождения. Придерживался пантеизма, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. Призывал познавать не сверхприродного Бога, а саму природу, являющуюся «Богом в вещах». Разделял гелиоцентрическую теорию Николая Коперника, высказывал идею диалектического единства противоположностей (на бесконечности прямая смыкается в окружность, переферия совпадает с центром, материя сливается с формой). Единицей сущего считал монаду, в деятельности которой оказываются слиянной телесное и духовное, объект и субъект. «Монадой монад» является Бог. В этических воззрениях придерживался идеи «героического энтузиазма» и безграничной любви к бесконечности, возвышающей людей. 17 февраля 1600 г. был заживо сожжён как еретик на площади Цветов в Риме после 8-летнего заключения .

Представители

· Франческо Петрарка (1304--1374)

· Колюччо Салютати (1331--1406)

· Георгий Гемист (ок.1360-1452)

· Леонардо Бруни (1370/1374-1444)

· Поджо Браччолини (1380--1459)

· Джорджо из Трабзона (1395--1486)

· Николай Кузанский (1401--1464)

· Виссарион Никейский (1403--1472)

· Лоренцо Валла (1405--1457)

· Иоанн Аргиропул (1415--1487)

· Марсилио Фичино (1433--1499)

· Леонардо Да Винчи (1452--1519)

· Джироламо Савонарола (1452--1498)

· Иоганн Рейхлин (1455--1522)

· Пьетро Помпонацци (1462--1525)

· Джованни Пико делла Мирандола (1463--1494)

· Алессандро Ахеллини (1463--1512)

· Эразм Роттердамский (1466--1536)

· Николло Макиавелли (1469--1527)

· Виллибальд Пиркгеймер (1470--1530)

· Николай Коперник (1473--1543)

· Томас Мор (1478--1535)

· Франческо Гвиччардини (1483--1540)

· Мартин Лютер (1483--1546)

· Ульрих Цвингли (1484--1531)

· Агриппа (1486--1536)

· Ульрих фон Гуттен (1488--1523)

· Хуан Гинес де Сепульведа (1489--1573)

· Хуан Луис Вивес (1492--1540)

· Парацельс (1493--1541)

· Франсуа Рабле (1493--1553)

· Уильям Тиндейл (1494--1536)

· Андре де Говейа (1497--1548)

· Филипп Меланхтон (1497--1560)

· Джероламо Кардано (1501--1576)

· Нострадамус (1503--1566)

· Бернардино Телесио (1509--1588)

· Гийом Постель (1510--1581)

· Андрей Везалий (1514--1564)

· Пётр Рамус (1515--1572)

· Франческо Робортелло (1517--1567)

· Жан Боден (1529--1596)

· Франческо Патрици да Керсо (1529--1597)

· Этьен де Ла Боэси (1530--1563)

· Джакомо Дзабарелла (1533--1589)

· Мишель Монтень (1533--1592)

· Франсуа Виет (1540--1603)

· Юст Липсий (1547--1606)

· Джордано Бруно (1548--1600)

· Франсиско Суарес (1548--1617)

· Джон Непер (1550--1617)

· Чезаре Кремонини (1550--1631)

· Олива Сабуко де Нантес (1562--1625)

· Галилео Галилей (1564--1642)

· Томмазо Кампанелла (1568--1639)

· Иоганн Кеплер (1571--1630)

· Уильям Гарвей (1578--1657)

· Гуго Гроций (1583--1645)

· Рене Декарт (1596--1650)

· Блез Паскаль (1623--1662)

Делись добром ;)