logo
Скульптурная лепка при создании кованых композиций

1. Основные понятия пластичной анатомии человека и животных

Специфика скульптуры портретного и анималистического жанров оказывает влияние на теорию и практику, способы изучения ее методики. Речь идет об этапах создания скульптуры.

Нами были выделены следующие:

I этап - скульптурный рисунок: графические наброски с натуры, по памяти; анатомические графические зарисовки; графический набросок по представлению будущей скульптурной работы;

II этап - выполнение модели в мягком материале;

III этап - выполнение скульптуры в твердом материале.

В этих пределах за скульптурой сохраняется право на особенность её собственной методики, которую можно разбить на три группы:

I группа методов - методы обучения анатомии человека и животных; методы по обучению скульптурному рисунку, в которые входят а) методы обучения графическому наброску с натуры, б) методы обучения графическому наброску по памяти, в) методы обучения графическому наброску по представлению;

II группа - методы обучения лепке из мягких материалов - пластилин, глина, воск и т.п.;

III группа - методы обучения скульптуре из твердых материалов - рубка камня, литье из металла, резьба из дерева и т.д.

Рассмотрим методы обучения анатомии человека и животных.

В педагогической теории и практике обучения анатомии человека (М. Дюваль, М.Ф. Иваницкий, Н.К. Лысенков, М.Т. Тихонов, Г.М. Павлов и В.Н. Павлова, М.Ц. Рабинович, Н.С. Механик, А.Е. Хитров и Т.И. Кутиркин, В.Д. Черкасов, М. Мальстром и др.) и в обучении анатомии животных (В.А. Ватагин, М.Ц. Рабинович, Г.Н. Карлов, П.Я. Павлинов и др.) сложились определённые традиции зарисовок.

Художники-анималисты считают, что знание пластической анатомии представителей фауны при работе над их изображением, имеет не меньшее значение, чем знание анатомии человека. Большое значение для поиска эффективных методов обучения пластической анатомии человека и зверей, птиц, земноводных имеют наглядно-дидактические пособия. Таким образом, авторы сделали немало замечаний и поделились соображениями, можно сказать, лишь в порядке постановки вопроса, но, тем не менее, значимых по существу. Широкий кругозор художников-анималистов, интерес к животному миру позволили им создать наглядно-дидактические пособия по пластической анатомии животных, птиц, земноводных. В рисунках, таблицах, помещенных в тексте, разбирается анатомия представителей фауны, объясняются их движения, мимика, костно-мышечная система и т.п.

Кратко рассмотрим предысторию проблемы обучения пластической анатомии человека, зверей, птиц, земноводных, представленные в научно-методической литературе. Известно, что размежевание анатомии человека и животных происходит в первой половине XVIII века в связи с появлением в России Хорошевской ветеринарной школы, первой не только в России, но и в Европе. Позднее во всех возникших в XIX веке ветеринарных институтах Варшавы, Харькова, Казани, Москвы, Новочеркасска, Киева, Омска учреждается кафедра анатомии животных, где работают выдающиеся ученые и авторы учебников. Но такие узкопрофессиональные книги лишь частично касаются пластической анатомии животных. В настоящее время проблема анатомии человека и животных - одна из граней целого ряда наук и научных дисциплин, каждая из которых изучает её с интересующей их стороны. Анатомия (рассечение) - наука, изучающая строение составных частей тела (костей, мускулов, сухожилий и т.д.), которые отделяют друг от друга рассечением для того, чтобы исследовать их форму, отношения и связи. Это изучение может проводиться с различными целями: во-первых, с точки зрения общебиологической и сравнительной для отыскания аналогий и различия у животных по классам - сравнительная анатомия; во-вторых, с точки зрения знания практической, выясняя взаимное расположение органов, необходимых врачу и хирургу - анатомия хирургическая или топографическая; в-третьих, для изучения расположения и строения органов, которые определяют внешние формы тела, - анатомия пластическая, её еще называют - анатомией форм, анатомией для художников.

Пластическая анатомия - (греч. anatome - рассечение) раздел анатомии, который изучает пластические свойства, внешние формы и пропорции человеческого тела, а для художников-анималистов - также пластику тела животного и птицы. Пластическая анатомия является необходимой дисциплиной в системе специального художественного образования, применяемой для того, чтобы студенты могли овладеть эмпирическим познанием форм, положений тела (поз), движений, и для научного понимания этих движений, форм и положений человека и животных. Исходной точкой знаний по пластической анатомии является скелет. Затем к этим основным сведениям прибавляется ещё сведения о мускулах, двигающих кости, тогда художник сможет анализировать сквозь кожу игру анатомических образований, определяющих формы человека и животного, их движения.

Помогает художнику сделать представление о будущей скульптуре "сквозная анатомия". Под термином "сквозная анатомическая зарисовка человека, животных" понимается процесс создания аналитической схемы человека и объектов фауны, который включает в себя:

1 этап - выполнение графических набросков с натуры и по памяти,

2 этап - контурное изображение на новом листе предыдущих графических набросков,

3 этап - врисовывание анатомии человека или животного в этот контур.

Такая поэтапность и позволяет выполнить анатомическую сквозную зарисовку, на которую одновременно накладываются абрис человека или животного и его анатомия.