Совершенствование социально-культурной деятельности ДК им. С.М. Кирова

курсовая работа

1.1 Понятие социально-культурной деятельности в специализированных организациях

Организация игровых программ в культурном центре является основным видом деятельности организаторов досуга. Как правило, в них разрабатываются план социально-культурных мероприятий посвященный важным датам. Причем для каждых возрастных групп и классов планы различные. Разрабатывая планы проведения праздников, организаторы, прежде всего, преследуют педагогические задачи, даже учитывается специфика возраста, психологические особенности. А также атмосфера и так называемый «климат» участников, физическая и интеллектуальная подготовка, их общий характер поведения, темперамент, взаимоотношения, их ценности, интересы. Возможности, а также социальную и «семейную» ступень. Ведь все эти факторы влияют на отношение, поведение и восприятие человека к предлагаемому мероприятию Григорьев С.В. Самовыражение и развитие личности в игре (по материалам традиционных народных игр) : Автореф. Кандид. дис. М.,1991..

Говоря об организации программ в культурном центре, следует отметить, что эти программы носят не только развлекательный характер, но и решают педагогические задачи, если его посетителем является ребёнок. Так каждая игровая программа требует обязательной подготовки заблаговременно. В каждом культурном центре обязательно есть хореографические, хоровые и другие студии, классы. Все эти досуговые формы носят творческий характер. Например, дети посещающие хореографические классы обязательно участвуют почти во всех программах.

Это не только один и номеров какой-нибудь выступательной программы - это также является итогом их занятий, показ, приобретенных ими навыков, а также своего рода реклама данного вида деятельности, так как другие дети сидящие в роли зрителей, порой находят желание также петь или танцевать.

Игровые программы в культурном центре дают стимулирующий эффект и носят комплексный характер, то есть в игровой самодеятельной программе задействуется определенное количество людей, каждый за что-то отвечает, в техническим плане используется такие средства воздействия, как музыка, свет, сценография, реквизит, костюмы и в конце концов призы и сувениры.

Культурный центр для ребенка - это своеобразный мир, мир в котором он проводит очень большую часть времени, мир в котором свое общение, свои провала, законы, мир, где каждая игровая программа воспринимается как праздник. Хотя с определенной точки зрения это праздник и есть. Дети готовятся к нему психологически загодя. Как правило, после игровой программы проводится чаепитие, что способствует возникновению общего дружного коллектива, так как каждый находится некое время под влиянием игры. Во время чаепития также происходит бурное обсуждение, анализ игровых ситуаций, возникает общение, чему рады и дети и их родители, а организаторы «навострив уши» могут узнать преимущество и недостатки игровых программы, также можно выделить еще одну особенность организации игровых программ в школе - это то, что вся тематика и социально-культурная деятельность в досуговой программе может является закреплением, получаемых опытов и знаний.

Посетители культурных центров должны проявить свою сообразительность, находчивость, ловкость, быстроту реакции. Это своеобразная полоса препятствий, облеченных в определенную форму и тематику.

Также в особенности игровых программ входит тот факт, что игровая программа может являться реакцией на памятные даты, а также на проходящие в стране, в городе, в мире праздники. Если, к примеру, вся страна отмечает новый год, то в культурном центре он празднуется особо. Программы носят гуманистический, оптимистический заряд, настрой оставляют яркий след в памяти. В конкурсной программе в группе обостряются чувства коллектива, ответственности друг за друга. Если в группе взаимоотношения носят конфликтный характер, то в игровой программе посетители начинают «болеть» за «своих», тем самым морально и психологически сплачиваются. Также игровые программы, особенно в параллелях являются средством знакомства, общения и взаимоотношения с другими посетителями.

Придя в культурный центр, знакомясь с посетителями, организатору игровых программ необходимо помнить, что он вторгся в коллектив и тем или иным способом этот коллектив будет обязательно меняться в процессе деятельности его внутри, и организатор несет ответственность за то, в какую сторону изменяется отношения. Ведь контакт происходит не только между ним и коллективом, в установлении правил проведения. Его слова станут обсуждаться и между людьми. Идеальные условия создать в этом плане практически невозможно, но приблизить к желаемому путем соответствующих, в данной обстановке, отношений вполне возможно. Тем более, что новый человек, появляющийся в коллективе, и нарушающий его бытовую деятельность праздником всегда приветствуется.

В итоге можно сказать, что культурный центр является широчайшим плацдармом для проведения всевозможных программ, в особенности с образовательным уклоном. Хитарова И.Ю. Формирование нравственных потребностей старшеклассников средствами культурно-досуговой деятельности: Автореферат дис. Канд. Пед. Наук. - Оренбург, 2000.

В настоящее время для современных детей и подростков предоставлено большое информационное пространство для ее получения им также предоставлен широкий выбор для проведения досуга. В культурных центрах организаторам досуга выявилась сложность по составлению игровых программ, удовлетворяющих интересы подростков. Большую сложность представляет организация программ для подростков, так как они очень пассивно относятся к предстоящей программе, с негативным отношением готовятся или не готовятся совсем.

Говоря о культурном центре как о сосредоточии просветительских течений, нельзя не сказать о социальном аспекте существующей там деятельности. Изначально воспитательное воздействие нацелено на то, чтобы путем вмешательства государства искоренить социально неприемлемое поведение. Содействующими этой цели методами могут стать, например, изучение групп, склонных к проявлению преступных деяний или уже находящихся под наблюдением государства, методами наблюдения могут быть профессиональная подготовка, воспитание в часы досуга, индивидуальные или групповые консультации, а также различные виды физической, психической и социальной терапии, медикаментозные и оперативные методы, индивидуальная психотерапия и групповая терапия. Естественно всё это имеет место быть в культурном центре. Изучение потребностей населения в социально-культурной деятельности характеризуется следующими четырьмя основными моментами: во-первых, эта модель объясняет возникновение преступности единственно или преимущественно индивидуальной патологией преступника, статичными или динамичными нарушениями в структуре его личности (согласно психопатологической или психоаналитической теории преступности). Погорелова Н.В. Досуговая квалификация подростка // Социальный педагог: Подготовка и деятельность. Сб. статей ЧГИИК. - Челябинск, 1994.

Во-вторых, путем индивидуального психологического и психиатрического диагноза и такой же терапии эта модель обеспечивает устранение нарушений в структуре личности и тем самым ресоциализирует индивида.

В-третьих, психологическая и психиатрическая индивидуальная терапия нацелена не только на гуманизацию общества, но и на предотвращение рецидива или по крайней мере на уменьшение его вероятности.

В-четвёртых, с помощью этой модели в культурном досуговом центре создается такой климат, в котором отдельного посетителя можно «настроить» путем убеждения или даже социального нажима на согласие поддаться этому воздействию Погорелова Н.В. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности детей и подростков в условиях городского района // Культурно-досуговая деятельность: Методология и методика. Межвуз. сб. науч. тр. ЧГИИК. - Челябинск, 1993.$ Погорелова Н.В. Полифункциональное досуговое объединение как фактор развития творческой активности старших подростков: Автореферат дис. канд. пед. наук. - Оренбург, 2000..

Чтобы иметь успех, любая социальная обработка предполагает не только согласие, но и активное участие и сотрудничество посетителя, который тем самым оказывается субъектом собственного воспитания. В культурных центрах климат социально-культурной деятельности нередко маскируется - в итоге эффект воспитательного воздействия.

Культурный центр - это динамичный и достаточно творческий институт общества. И каждый, кто в нем находится, обязан отождествлять себя с целями этого учреждения, с его эволюцией, его успехами и неудачами.

Во многом развитие личности зависит от воспитания и образования, от среды, под влиянием которой личность изменяется физически, умственно и нравственно. Важны, при этом, активность, особенности поведения, эмоциональность, деятельность, творчество, стремление, мотивы самой личности. С позиции факторной теории важны для развития внутренние факторы личности - потребности, запросы и, прежде всего, потребности в общении, деятельности, самореализации и самоутверждении. Человек становится полноценным членом общества, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в нем.

Изучая вопрос о смысле социально-культурной деятельности, пронизывающей суть такого явления, как культурные центры, Т.Г. Исакова в своем диссертационном исследовании показала, что творческая деятельность детей младшего школьного возраста в процессе участия в любом виде досуговой деятельности не только обогащает личность ребенка опытом этой деятельности, но и формирует у него духовно-ориентированную культуру, помогает осознанию жизненных смыслов, создает атмосферу самопознания окружающих и себя. Настольная игра (которая очень часто встречается в досуге культурных центров), например, помогает уже младшему школьнику формировать мотив как смысл действия, учит детей принимать мнение других, выстраивать комфортные взаимоотношения.

Игра, которая встречается в культурных центрах, как часть досуга - тренинг коллективных взаимоотношений, фактор обретения детьми смыслов коллективной жизни, смысла своего места в ней. Главное в этом то, что игра тренирует в коллективной деятельности интеллект, сравнить который бывает возможно лишь по аналогии с чьим-либо другим, так как игра - создает наибольшее заполнение детей дополнительными знаниями Педагогика сотворчества. Обновление содержания и организации педагогического процесса в учреждении дополнительного образования. Под общей редакцией С.Ю.Степанова. - Петрозаводск, 1995..

Следует отметить очень важную деталь деятельности культурных центров, которая демонстрирует предоставление возможности людям, вовлечённым в неё овладеть способами регулирования собственных эмоций, появляющихся в трудных жизненных ситуациях, фиксировать изменения в себе, удовлетворять потребность в самосохранении. Имеется в виду и кружки по единоборствам, и по шейпингу, даже различные факультативы иностранных языков, нередко обосновавшиеся на базе ДК.

Делись добром ;)