Совершенствование социально-культурной деятельности ДК им. С.М. Кирова

курсовая работа

1.2 Основные понятия и проблема повышения эффективности деятельности предприятий социально-культурной сферы

Субъектами информационно-методического обеспечения СКД являются все, кто осуществляет методическое обеспечение деятельности СКД, лицо, группа лиц, учреждения, осуществляющие организацию досуга различных групп населения, это могут быть информационно-методические службы различных видов: службы при районных домах культуры; районные (городские) организационно (информационно, координационно)-методические центры; методические кабинеты; организационно-методические отделы при муниципальных органах управления культурой.

Объектом информационно-методического обеспечения СКД являются учреждения сферы СКД и организуемые ими мероприятия.

Механизм информационно-методического обеспечения - это форма и процесс его осуществления; методическая служба может существовать в следующих формах:

· как учреждение культурно-досугового типа (являться самостоятельным юридическим лицом);

· как филиал, подразделение или представительство в составе централизованной клубной структуры;

· как специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) СКД или органа управления культурой.

Задачи методической службы - организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно-правовых форм, ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности.

Основными функциями методической службы являются:

· Организация фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций;

· Повышение квалификации руководителей и специалистов культурно-досуговой сферы;

· Организации участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах, смотрах, учебно-методических мероприятиях и курсах повышения квалификации областного, всероссийского и международного уровней;

· Создание и ведение базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, сбор и фиксация на различных носителях образцов традиционного народного творчества;

· Мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;

· Разработка и издание методических, репертуарных, информационно-аналитических, рекламных и других материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности и обеспечение ими клубных учреждений;

· Разработка методик сохранения и интеграции традиционной многонациональной культуры в современные общественные процессы;

· Сбор и обобщение данных государственной статистической отчетности о работе культурно-досуговых учреждений Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы - М.: Просвещение, 2000 -С.43.

Услуги социально-культурной сферы специфичны, экономический и социальный результат их потребления сложно оценить. Однако для занятия определенного места на рынке социально-культурных услуг предприятия (учреждения, организации) данной сферы должны быть конкурентоспособны и предлагать продукт, востребованный потребителем.

Социально-экономические преобразования в России, произошедшие за последнее десятилетие, как, может быть, ни в какой другой отрасли, наиболее ярко и противоречиво отразились в сфере культуры. Свобода и невмешательство в творческие процессы государственных органов, демократизация культурных процессов, децентрализация управления, многообразие организационно-экономических и правовых форм культурной деятельности, самостоятельность организаций культуры все предпосылки расцвета отечественной культуры, - с одной стороны, а с другой - существенное снижение интереса страны к традиционным образцам отечественной культуры, их тяга к импортной продукции массовой культуры, упадок отечественного производства культурных благ и оказания услуг, одинаково тщетные попытки социально-экономического роста сельского клуба и престижных киностудий, телевизионных каналов, театров, музеев. Таковы противоречивые реалии российской культуры.

В современных условиях, на наш взгляд, необходимо выделить несколько основных подходов к оценке функционирования учреждений и организаций социально-культурной сферы.

Первый подход - теоретический, в рамках которого проблема изучается с использованием экономико-математических методов, которые, например, предназначены для решения оптимизационных задач. Основные модели такого подхода состоят в установлении покупательского спроса, возможных действий конкурентов, развития системы ценообразования, оптимизации организационной структуры. При этом подходе, по нашему мнению, не всегда просматриваются направления перехода от теоретического уровня к прикладным разработкам оценки и внедрения их в процесс создания и потребления продукта учреждений и организаций СКД.

Второй, практический подход, подразумевает, что его представители идут по направлению разработки ряда показателей для оценки функционирования организаций СКД, не задумываясь о концептуальных составляющих исследования Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы - М.: Просвещение, 2000 -С.49.

Третий подход, предполагает сочетание в проводимых исследованиях теоретической и практической составляющих. Именно, этот подход, на наш взгляд, к решению данной проблемы является наиболее приемлемым.

Каждое из указанных направлений определяет для себя совокупность методов исследования, так как каждое из них имеет комплексный характер, содержащее методологию изучения и обоснования проблемы. Методология при этом включает принципы выбора методов, совокупность средств и способов исследования. При формировании методологии следует применяют различный исследовательский инструментарий.

Наиболее широко в исследовании и решении экономических проблем применяются такие методы, как: диалектические, специальные, социологические, статистические и экономико-математические методы. Оценка функционирования учреждений и организаций СКД должна, на наш взгляд, носить системный характер, так как по ее результатам формируется социально-культурная политика государства.

Воздействие социально-культурной сферы, на наш взгляд, специфично и проявляется в обществе не сразу, не мгновенно. Поэтому результаты (эффекты) от осуществленных затрат проявляются иногда через два-три поколения людей.

Приобщение человека к ценностям истинной культуры, наряду с множеством иных факторов, свидетельствует о воздействии на такие основные сферы его жизнедеятельности, как труд, досуг, семейные отношения. Эти воздействия проявляется в развитии, движении личностных потенциалов человека, трактуемых как показатели социально-экономической эффективности Морозова Н.С., Морозов М.А., Реклама в социально-культурном сервисе и туризме М., «Академия», 2003 - С.222.

Делись добром ;)