Современный русский реалистический пейзаж на примере творчества Л.Ф. Конончук

реферат

2.2 История русского пейзажа

Особое место занимает пейзаж в русской живописи. Впервые его мотивы, переданные схематично, появились в древнерусской иконописи. Фигуры Христа, Богородицы, святых и ангелов на старинных иконах изображались на фоне условного пейзажа, где невысокие холмы обозначали скалистую местность, редкие деревца, породу которых невозможно определить, символизировали лес, а здания, лишенные объемов, представляли собой храмы и палаты. На иконе Андрея Рублёва «Троица» святые ангелы изображены на фоне символичного дуба (пр. 18), а для иконы благовещенье он выбрал городской пейзаж.

В XVIII веке пейзажи использовали как фон, в парадных и бытовых портретах. Боровиковский Владимир Лукич изображал свои образы на фоне русской природы, например знаменитый портрет М.И. Лопухиной представляет загадочную, изящную, молодую девушку на переднем плане, а на втором образ природы, как бы созвучный этой девушке: русские берёзы, до сих пор поражающие людей своей величественной простотой, и спелые золотые колосья пшеницы

Первые самостоятельные пейзажи, появившиеся в России в XVIII веке, являли собой топографические виды великолепных дворцов и парков. Во времена Елизаветы Петровны был издан атлас гравюр с видами Петербурга и его окрестностей, выполненный по рисункам М.И. Махаева. Но только с появлением произведений Семена Федоровича Щедрина можно говорить о том, что пейзаж, как отдельный жанр, с формировался в русской живописи.

Максим Никифорович Воробьев воспитал целую плеяду замечательных пейзажистов. Но произведения этих мастеров тускнеют рядом с картинами Сильвестра Феодосиевича Щедрина племянника Семена Федоровича, запечатлевшего на своих полотнах яркую красоту итальянской природы. Его пейзажи были пронизаны теплом и светом, который причудливо играл, в ветвях вечнозеленых деревьев Средиземноморья. Даже будучи тяжело больным, он не прекращал работу (пр. 19). Ещё одним великим художником того времени был Карл Павлович Брюллов, автор знаменитой картины «Последний день Помпеи». В своём творчестве он совмещал классические художественные приёмы и новаторство в жанре. Используя для своих картин низкие жанры он выполнял их в традиционной манере. Что позволяло ему объединять на своих полотнах человека и природу, создавая прекрасные картины, пронизанные глубоким смыслом и душевной теплотой (пр.20)!

От школы Воробьева идут романтические традиции, воспринятые его учениками. Среди них -- рано умерший Михаил Иванович Лебедев, Лев Феликсович Лагорио и Иван Константинович Айвазовский. Один из самых знаменитых маринистов мира, непревзойденный поэт моря. Его работы посвящены, в основном, морской стихии. Именно на его полотнах море становится морем, оно живёт, играет, творит и разрушает, создаёт иллюзии. Вода течёт или накатывает на берег волной, но не застывает на картине. Рамка становится своеобразной преградой для неё, не давая ей выплеснуться наружу. Яркие краски играют на полотнах Ивана Константиновича, на пример работа «Девятый вал» (пр. 21) или «Кавказ», но не чужды ему и тихие, спокойные сочетания цветов, как на картине «Рыболовное судно в гавани». Он оставил заметный след в развитии реалистического и романтического пейзажа.

Особое место в русской живописи занимает творчество А.К. Саврасова, ставшего основоположником национального лирического пейзажа. Это был художник, которого называли певцом русской грязи. Он страстно любил природу и почти все свои картины рисовал на пленэре. Его не стесняла даже холодная погода, все занятия в натурном классе, где он преподавал, переносились на улицу. Его любимым временем года был конец марта - время, когда прилетали грачи (пр. 22). Алексей Кондратьевич посвятил жизнь своей стране. Он умер в приюте для нищих и бездомных.

Параллельно с лирическим направлением в русской пейзажной живописи развивался эпический пейзаж, ярким представителем которого было Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники) -- творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века.

В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального, академического художественного направления. Основателями общества были И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге и В.Г. Перов (пр. 23). В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Они вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

Один из знаменитых пейзажистов второй половины 19 века был Иван Иванович Шишкин. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустарников, трав. Брался ли он за изображение соснового бора, дубравы, елового леса или отдельных деревьев, они приобретали тот вид и те детали, которые свойственны данной территории, где художник их помещал. Изображал ли он дубы или березы, они принимали правдивые формы во всех подробностях. Сама местность под деревьями -- камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее -- получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности (пр. 24).

Исаак Ильич Левитан также как и Шишкин выставлял свои работы вместе с Передвижниками. Его картины отличались отсутствием броских деталей, ему были ближе простые и непритязательные виды. Но с помощью выразительности цвета он умел мастерски передать все полутона и тени, что позволяло ему максимально полно использовать возможности живописи. Он был учеником Саврасова, человека, который так же сильно, как и Левитан любил природу. Природу во всех её проявлениях: от серых тоскливых сумерек и нависших бесформенной громадой туч (пр. 25) до ярких и солнечных дней и светло-голубого, чистого неба. Единственное чего он не принимал на своих полотнах, так это людей и животных. Поэтому многие критиковали его творения, а он думал о том, как передать затейливую игру света на листьях деревьев. Также я бы хотела отметить, что во второй половине XIX века серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как Ф.А. Васильев, А. Куинджи, А.П. Боголюбов. В художественной жизни России начала ХХ века значительную роль сыграл «Союз русских художников». В это объединение входили художники Константин Коровин, Абрам Архипов, Сергей Виноградов, Константин Юон и другие. Главным жанром в творчестве этих художников был пейзаж. Они явились приемниками пейзажной живописи второй половины XIX века.

Большинство художников этого круга объединял умеренный (в сравнении с «передвижниками») консерватизм, неприятие авангарда, верность развивающимся традициям отечественного импрессионизма вместе с отдельными, не слишком экстравагантными, элементами модерна. Центральный, знаковый статус обрели здесь лирический пейзаж, типажные портреты, экспрессивные жанры - зачастую с национально-романтическим и историческим оттенком. В 1924 же он прекратил свое существование. Ряд его членов вошли в АХРР (Ассоциация художников революционной России), другие - совместно с некоторыми из бывших «передвижников» - организовали в 1927 «Объединение художников-реалистов».

Некоторые ученики художников-конструктивистов стали оспаривать кредо своих учителей. Они считали, что искусство не должно быть сосредоточено в сфере производства. Станковая картина (род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения, буквально -- живопись, созданная на станке (мольберте)) не утратила актуальность, но необходимо вдохнуть в нее новую жизнь. Они создали общество ОСТ (Общество художников-станковистов). Художники этого объединения стремились в своих полотнах воплотить ритм строительства новой жизни, опираясь на эстетику языка конструктивизма и экспрессионизма (пр. 26).В отличие от мастеров ОСТа, художники общества АХРР полагали, что суть героической эпохи следует выражать в формах "героического реализма" и с документальной точностью. Они критиковали поиски авангарда. Мечты преобразовать мир, выраженные в проектах авангарда, разрушались в соприкосновении с реальностью, пространство которой все больше и больше завоевывали представители АХРР, создавшие прототип искусства социалистического реализма (пр. 27).

Однако даже в сталинскую эпоху были художники, не изменившие принципам свободного творчества. Их произведения, без фальши и патетики, рассказывавшие о своем драматическом времени, сохранили искреннюю авторскую интонацию, хотя эти работы не являются представителями четко выраженного реалистического пейзажа, они отображают ту реальность, которую видел автор (пр. 28).

Русское искусство второй половины ХХ века открывается периодом "оттепели" (конец 1950-х - начало 1960-х годов). Возрождение традиций импрессионизма стало первым шагом к расширению художественного диапазона и пересмотру самого понятия "картина" в советском искусстве. Импрессионистическое мировидение противостояло парадной советской картине, утверждало непосредственность наблюдения и выражения жизненных впечатлений.

Атмосфера тех лет определялась надеждой на обновление всех сфер жизни, что нашло отражение в самых разных видах советского искусства. С конца 1950-х годов доктрина социалистического реализма стала постепенно расшатываться. В среде Союза художников молодежь выступила с новой концепцией, имеющей название "суровый стиль". Они противопоставили правду жизни мифу о ней, сложившемуся в парадном искусстве сталинского времени. Одна из главных черт этого направления - открытая публицистичность, моральный пафос, который был искренним в то время, когда казалось, что многое можно изменить в жизни советского общества.

В пору "оттепели" возникает и московский андеграунд. Если в среде Союза художников боролись за обновление советского искусства, то мастера андеграунда встали в оппозицию по отношению к сложившимся нормативам и правилам. Эти художники отстаивают свободу творчества. Они пытаются восстановить в правах авангард и ориентируются на современное искусство Европы и Америки. В этом движении рождаются различные направления (пр. 29).

Лирическое начало становится преобладающей интонацией в следующих десятилетиях; человек и мир, "я" и мир, мое отношение к миру, "я" и мои друзья - основной круг тем в искусстве молодых художников. Их творчество сознательно ориентировано на интеллектуальное восприятие действительности. Художники нацелены на неоднозначную, сложную трактовку эмоционально-психологического состояния человека.Поколение молодых художников 1980-х годов отчасти продолжило эти поиски. Однако театральность и рациональный интеллектуализм семидесятников оказались чужды новому поколению. Для их творчества характерно стремление к лиризму, открытому высказыванию. Они свободно обращаются к традиции и ищут свой путь в искусстве. Несмотря на сложный и неровный путь, который проделало русское искусство ХХ века, оно оставило для истории немало известных имен и значительных произведений.

Нам удалось проследить историю пейзажной живописи от истоков до апогея его развития. И поэтому мы можем сказать о том, что пейзажная живопись неразделимо связана с формированием искусства в целом. Это означает, что существование жанра заметно обогатило нашу культуру и дало большое количество деятелей искусства, воспевающих красоту мира, который нас окружает. А также делает нашу душу чище, а помыслы возвышенными.

Делись добром ;)