Современный русский реалистический пейзаж на примере творчества Л.Ф. Конончук

реферат

3.2 Творчество

Работы Людмилы Фёдоровны полны любви к природе. Картины её пропитаны чистотой и светом, они даруют радость и душевную гармонию тому, кто обратит на них свой взор.

Ведь только приморские художники могут так тонко передать настроение нашей ветреной, капризной и непостоянной природы. Взглянувший на наш привычный серый день, непосвящённый человек, может не обратить внимания на то, что в глазах настоящего приморского жителя тоскливое небо играет всеми своими оттенками и их конфигурациями. Что дождь идёт не так как вчера или позавчера, а совсем по-особенному.

И главная задача художника обратить внимание человека на этот совершенный механизм под названием природа. Конончук Людмила Фёдоровна блестяще справляется с этой миссией, которая на деле оказывается не так уж и проста.

Моя любимая картина, выполненная Людмилой Фёдоровной, «Вечер в берёзовой роще» (пр. 2). Она наполнена тишиной и спокойствием. Для меня, тропинка, ведущая в неизвестные и загадочные дали - моё будущее. Оно сокрыто от меня, и поэтому тайна окутывает путь, исчезающий в тени деревьев. Эта картина завораживает смотрящего, заставляет задуматься человека: о пути, по которому он идёт, куда и зачем он движется.

Её душе более созвучны неяркие, «сокровенные» места, наполненные скрытой прелестью, которую она очень тонко ощущает и мастерски передавает на своих картинах. Людмила Фёдоровна обладает исключительными способностями изображать самый непритязательный и простой на первый взгляд пейзаж особо выразительными средствами. Обычные мотивы, дома, стога, деревья обретают на её картинах гармоническое эмоциональное единство, притягательное неизбежно возникающим ощущением глубокого духовного родства. Это объединяет её картины с работами Левитана, та же сдержанность в цветах, та же серьёзность.

Но всё меняется, стоит лишь появится на холсте морю. И тут уже они тонут в ярких красках, свободных линиях, свете и просторе. Картины в жанре марины разительно отличаются от других. Это другие мазки, другие цвета - это что-то совсем иное. У них, также как и у картин Айвазовского, рамка лишь сдерживает морскую воду, чтобы она не выплеснулась и не затопила всё вокруг…(пр.30, пр. 36)…

Ей также близки простые деревенские мотивы, ведь она сама родилась и выросла в деревне. Одной из картин, иллюстрирующих её преданность корням, стала работа «Разговор у баньки», радостная, чистая, светлая этими тремя эпитетами можно рассказать о ней. Она необычна ещё и тем, что там изображены люди - редкие гости её пейзажей, но они не прорисованы до конца, так как внимание зрителя не должно останавливаться на них, оно должно воспринимать картину в целом (пр. 31). «Лесной пруд» является полной противоположностью «Разговору у баньки». Он загадочен, спокоен и даже солнце, которое присутствует на картине, не делает его весёлым, как говорится, в тихом омуте черти водятся (пр.32).

Но не оставила она без внимания такой популярный жанр как ведута или городской пейзаж. И поэтому мы можем увидеть на её полотнах улицы нашего любимого города Владивостока, его панорамный вид, как на картине «Морской пейзаж» (пр. 33). И здесь её работа не уступает знаменитым и прославленным мастерам, а порою, превосходит их.

Но, несмотря на такие успехи в жанре реалистического и романтического пейзажа, она не ограничилась только этим, у неё есть прекрасные натюрморты, которые чудесно передают весь объем цвет, фактуру предметов (пр. 34, пр. 35).

Огромную роль в творчестве художницы играет цвет. Людмила Фёдоровна владел высоким мастерством передачи цветовой гаммы. В масштабах одного полотна он находит множество оттенков, способных наиболее точно и естественно отразить «настроение природы». Глубокая лазурь, теплая солнечная охра, яркая изумрудная зелень, различные сочетания этих и других красок помогают ей максимально полно использовать выразительные возможности живописи. Особенно широко под кистью художника раскрывал свои свойства сложный для многих других живописцев зеленый цвет - цвет весеннего возрождения, радости и надежды. Присутствуя на многих картина, он всякий раз видится по-новому, тонко передает отдельные нюансы различных состояний древесной листвы, кустарников, трав, позволяя передать ощущение живого дыхания растений. Также одним из наиболее часто встречающихся цветов является коричневый. Цвет дерева и отцветшей листвы, родной земли. Это тёплый цвет, который передаёт картинам уют и тепло.

Ей удалось достичь удивительной лаконичности изображения, его максимальной эмоциональной выразительности в изображении пейзажа. Под кистью этой художницы природа Приморского края и России в целом обрела «свое неповторимое лицо и неотразимое очарование, перед которым меркли красоты заморских стран».

И даже тяжёлая судьба не смогла сломить её желания быть художником, желания творить и созидать. Создавать прекрасное вокруг себя и на своих полотнах. Её художественный талант поистине восхищает, ведь не каждому художнику удаётся развить своё мастерство до таких высот и при этом остаться открытым, светлым, интересным человеком, с которым приятно общаться на любые темы.

А ведь когда-то она хотела пойти в музыкальную школу вместе с моим дедушкой и, тогда мы потеряли бы талантливого художника. Но, если верить людям, то талантливый человек, талантлив во всём, и, поэтому, возможно, я знала бы талантливую русскую исполнительницу или композитора Людмилу Фёдоровну Конончук.

IV Заключение

Проанализировав историю развития русского и зарубежного реалистического, романтического пейзажа, я доказала, что этот жанр переживает свой рассвет, после долгих лет забвения. И нашими современниками являются люди, которые достойно несут славу русских мастеров живописи, раскрывая многогранность и выразительность русской природы. Но они не только реально передают изображение, но и добавляют что-то своё: это чувства, эмоции, состояние души. Всё это раскрывает нам природу, преобразуя её в символ, лирическое раздумье или тревожное предупреждение.

Человек и земля, на которой он живет, одно целое. Она кормит, поит его, даёт ему сил, но люди привыкли к этому и не считают нужным заботится о ней. Цель художника пейзажиста: показать нам, что природа - это прекрасное, совершенное существо, которое нужно беречь и охранять в первую очередь от самих себя, чтобы не разрушить её. Пейзаж не фотография, и это его преимущество, он не просто передаёт красивую картинку, но и открывает нам мысли и чувства автора, его настроение. Картина даёт нам не просто информацию, но и пищу для ума. Не всякий художник способен передать это на своих полотнах, но такие люди есть и, они не далёкие звезды, сияющие в столице, а люди, которые живут рядом с нами.

Людмила Фёдоровна одна из таких мастеров, людей великих своим талантом. Она подобно Левитану передаёт силу и красоту солнечного света, серые и тяжелые тучи, а когда она рисует море, кажется, что лёгкий ветерок веет с её картин, настолько они реалистичны, и при этом пронизаны авторской мыслью.

Поэтому можно сказать, что Алексей Кондратьевич Саврасов был не прав, заявляя, что нет у России своего «выразителя», что «мы стесняемся своей родины».Всё это не так были и есть у России свои выразители, художники, поэты и музыканты. Богата наша страна на таланты. Нужно лишь сделать так, чтобы каждый ребёнок мог проявить себя, чтобы была у него возможность развиваться, жить и творить.

Список использованной литературы

1. Энциклопедия для детей т.7. Искусство ч.1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения - 2-е издание, Гл. ред. М.Д. Аксёнова. - Москва: Аванта + 2002 г.

2. Энциклопедия для детей т.7 Искусство ч.2 Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII - XX веков Гл. ред. М.Д. Аксёнова. - Москва: Аванта + 1999 г.

3. Порудоминский В.И. Первая Третьяковка: Рассказы Оформление А. Ясинского. - Москва: Детская литература 1979 г.

4. 1000 шедевров живописи Текст - Ж. Гийц; перевод с фр. Е. Золотовой. - Москва: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002 - 127 с. ил.

5. Владимир Петров Алексей Саврасов. Москва. - Издательство «Белый город» 2003 г.

6. Галина Чурак Иван Айвазовский Москва. - изд. «Белый город» 2004 г.

7. Екатерина Аленнова Перов Москва. - изд. «Белый город» 2003 г.

Приложения 1

Л.Ф. Конончук, «Вечер в берёзовой роще».

Приложение 2

К.В. Щербакова, «Остановка»

Приложение 3

К.В. Щербакова, «Вид из окна»

Приложение 4

Го Си, «Ранняя весна».

Приложение 5

Джотто, «Чудо с источником».

Приложение 6

Леонардо да Винчи, «Портрет госпожи Лизы Джокондо».

Приложение 7

Ян ван Гойен, «Пейзаж с дюнами».

Приложение 8

Якоб Исаак ван Рёйсдал, «Пшеничные поля».

Приложение 9

Д. Веласкес, «Вид виллы Медичи».

Приложение 10

П. Рубенс, «Пейзаж с Филемоном и Бавкидой».

Приложение 11

Ф. Гварди, «Буцентавр отплывает на о. Аидо в день Вознесения».

Приложение 12

А. Маньяско, «Морской берег».

Приложение 13

А. Ватто, «Паломничество на остров Киферу».

Приложение 14

У. Тёрнер, «Последний рейс корабля „Отважный“».

Приложение 15

К. Моне, «Бульвар капуцинок».

Приложение 16

Р. Кент, «Свидание Острова Гренландия».

Приложение 17

Андрей Рублёв, «Святая Троица».

Приложение 18

С.Ф. Щедрин, «Веранда обвитая виноградом».

Приложение 19

К.П. Брюллов, «Прогулка».

Приложение 20

И.К. Айвазовский, «Девятый вал».

Приложение 21

А.К. Саврасов, «Грачи прилетели».

Приложение 22

В.Г. Перов, «Последний кабак у заставы».

Приложение 23

И.И. Шишкин, «Рожь».

Приложение 24

И.И. Левитан, «Над вечным покоем».

Приложение 25

Ю.И. Пименов, «Новая Москва»

Приложение 26

П.А. Радимов, «Улица в Казани».

Приложение 27

П.П. Кончаловский, «Ессентуки».

Приложение 28

И. Каменевъ, «Мост Святого Ангела».

Приложение 29

Л.Ф. Конончук, «Пейзаж».

Приложение 30

Л.Ф. Конончук «Разговор у баньки».

Приложение 31

Л.Ф. Конончук, «Лесной пруд».

Приложение 32

Л.Ф. Конончук, «Морской пейзаж».

Приложение 33

Л.Ф. Конончук, «Натюрморт».

Приложение 34

Л.Ф. Конончук, «Натюрморт».

Приложение 35

Л.Ф. Конончук, «Морской пейзаж».

Размещено на Allbest

Делись добром ;)