Способы графической подачи эскизов

курсовая работа

3.1 Чёрно-белая графика (линейная, пятновая, линейно-пятновая, точечная)

С линии начинается процесс проектирования и изображения костюма. По мере нахождения формы костюма и нахождения решения используются возможности линии, выявляются пространственные особенности формы, и взаимосвязи формы со средой.

Стремясь, выявить структурно-пространственные особенности формы и ее взаимосвязи со средой, художник-модельер чаще всего использует линии для выражения движения. Линии могут совмещать в себе те или иные качества. Они могут иметь разный характер начертания: толстые, прямые, и гибкие, тонкие, хрупкие и т.д. В зависимости от направления, толщины, силы тона линия может восприниматься или лежащей на плоскости, или идущей в глубину. Линия может играть двоякую роль, являясь элементом как плоскости, так и объема. Линейный рисунок требует определенного отбора, «абстрагирования».

Необходимо помнить о многообразии акцентирования. Оно может быть пластическим, функциональным, пространственным. Можно акцентировать характерные признаки. Техник работы линией много, и каждый художник вносит в них что-то новое, свое. Однако чтобы систематизировать техники и приемы работы, мы сведем все линии в графике упрощенно к следующим видам:

- точная в одну толщину и одного напряжения;

- разнотолщинная, то почти исчезающая в плоскости бумаги, то мощно выходящая из нее;

- неровная, словно нанесенная дрожащей рукой, но именно от этого имеющая особую чувственность и нервозность.

В разные эпохи у художников различных школ высоко ценилась сила и выразительность линий. Добиться выразительности всегда трудно, особенно в линейном решении.

Пятно, ограничивающее объем формы, используют для ее плоскостной трактовки. При плоскостном решении пятно должно обладать определенной орнаментально-ритмической выразительностью. При использовании пятен одной тональности на разной площади композиция строится и организуется ритмически.

При решении композиции при помощи пятна в качестве материалов можно применять тушь, гуашь, темперу. Целесообразно использовать технику коллажа, трафарета.

В практической работе чаще всего используют пятно и линию. В этом случае преобладает или пятно, или линия. Встречаются рисунки, где пятно играет главную роль, а линия - подчиненную, или главная роль отведена линии, а пятно подчиняется ей. В обоих случаях важно добиться цельности, ясной читаемости. Здесь основой организации композиции является ритм.

Линейно-пятновые изображения в основном не имеют объемных характеристик и открывают большие возможности для насыщения композиций орнаментальными мотивами. Линия и пятно эффектно работают в графических листах, но требуют такта в их применении. Линия может нести одинаковую изобразительную нагрузку с пятном, а может служить дополнением, например, силуэтного дополнения.

Любые формы, имеющиеся в натуре, можно получить исходя из фиксации точки на плоскости - при помощи её увеличения, изменения или придания объёмности.

Объёмность в рисунке точками можно получить при помощи их дифференциации (различия, контраста) по размеру, светлоте, форме, расположению и т.д.

Рисунок возникает в результате продуманного размещения чёрных точек на белом фоне, различная концентрация и размеры которых передают светотеневые отношения. Насыщенность точек образует более тёмные области и тень, плавное уменьшение концентрации создаёт осветлённые поверхности.

Рисунок объекта можно начать с контура, а затем нарисовать точки на объекте и фоне (области тени), затем контурные линии убираются и остаются только теневые фрагменты. Согласно другому художественному приёму, на рисунке применяется слабый контур и более активно проработанная светотень.

Делись добром ;)