1.1 Характеристика художественного стиля
После распада в 395 году Римской империи Византия, основанная в 658 году до н. э., стала центром Восточно-Римской Христианской империи. Византия объединила под своей властью Египет, Сирию, Малую Азию, Грецию. На наследии этих государств и в преддверии Средневековья формировалась культура, быт, стиль жизни византийцев. Византия унаследовала от античного Рима старые государственные формы и бюрократический аппарат. Возникли новые экономические отношения - феодальные, при которых основными силами общества являлись феодалы и находящиеся в крепостной зависимости от них крестьяне. Огромную роль в жизни людей начинает играть церковь. Христианство и римско-эллинистическая культура образовали новый союз усиленный политически благодаря жесткой централизации власти, дельным чиновникам и незаурядной дипломатии, еще в течение ряда столетий оказывало решающее влияние на судьбы мира.
Однако рабство тормозило развитие способа производства: «Относительно Византийской империи вердикт исторической науки таков: это государственное образование являет собой самую низкую и презренную форму, которую когда-либо принимала цивилизация... История не знает иных цивилизаций, имевших сколько-нибудь продолжительное существование, которые были бы в столь полной мере лишены всех форм и элементов величия... В наши дни мы имеем перед собой лишь одно постоянное напоминание о гении византийцев: блеск их искусства». [2] стр. 9 Значительная часть того, что мы знаем об античности особенно в таких областях, как греческая и римская литература и римское право, была бы навсегда утрачена, если бы не ученые и переписчики Константинополя.
Античность, от которой пытались отойти византийские мыслители и художники, создавая свой собственный художественный стиль, стала стимулом для расцвета искусства. Интерес к ней никогда не затухал и особенно значительным он стал в периоды Возрождений при императорах Македонской династии (IX - X века) и при Палеологах (XIII - середина XV века). Христианство было господствующей религией и в Византии выработались новые эстетические представления и новый художественно-догматический стиль. В монастырях развивается сельское хозяйство. Все необходимые предметы обихода производились тут же, в хозяйстве того или иного феодала.
Византийская эстетика отделяла мир чувственный от мира духовного. Чувственная природа человека объявлялась греховной. Никогда в истории христианства ни одной художнической школе не удавалось в столь полной мере ввести в свои работы духовное начало. Византийские теологи настаивали на том, чтобы религиозные художники и мозаисты ставили своей целью отображение образа Бога. Ведущими видами искусства этого периода являются архитектура, монументальная живопись, художественное ремесло, расцвело искусство книжной миниатюры, производство тканей, вышивка. В архитектуре новый стиль проявился в строительстве христианских храмов. Сохранившиеся мозаики византийских церкве, иконопись являются основными источниками, отражающими в себе эстетический идеал и костюм человека той эпохи. Статуарная скульптура перестала развиваться, но зато появился новый вид живописи - писание икон по канонам.
Произведения монументальной живописи, главным образом мозаики, содержали сообщения, адресованные всем жителям, пришедшим в храм, народу. Сообщения можно разбить на два предложения: «Император велик и могуч, никто не может сравниться с ним». Средства опознавания и фигуры императора и текста-сообщения о его величии -- одно и то же -- костюм во всех подробностях и блеске. «Бойся> восхищайся> радуйся> молись народ…»
Византийские мозаики славились во всем христианском мире, а византийские мастера работали во многих странах, в том числе и на Руси. В венецианском соборе Св. Марка созданном по образцу построенной Константином церкви Св. Апостолов, и соборе Topчелло имеются византийские мозаики.
Таблетки из слоновой кости использовались в основном в качестве подарков послам и другим важным персонам, и являлись своего рода «сообщением во внешний мир» (Рис. 3).
С принятием и распространением Христианства в Византии формируется очень сложная система отношения человека к Вселенной. Вселенная воспринималась византийцами как единая система мироздания, в которой Земля, всегда обращенная к небу, занимала особое место. Именно на Землю снизошел Бог Сын -- Христос. На этой почве возникла сложная система символов, объединяющая видимый мир с невидимым божественным. Это были узоры с реальными и фантастическими животные (львами, кентаврами, грифонами, павлинами), инициалы Иисуса Христа и кресты в обрамлении из растительного орнамента.
И архитектура, и мозаики на стенах храмов, и парадные костюмы царей и придворных -- всё было основано на сложной системе символов, получивших неповторимое художественное воплощение в византийском искусстве. В отличие от изображения или знака, символ наделен смыслом. Этот смысл, прежде всего, относился к цвету: голубой -- символ неба, зеленый -- символ надежды, цветения, золотой -- символ божественной энергии, Святого Духа, чистоты. Золото было предметом первой необходимости в этом особом языке цветовых символов и в парадных одеяния византийских Императоров и его приближенных.
В отличие от греков и римлян византийцы ценили сложные сумрачные цвета, придававшие облику таинственность. Однако в придворном костюме использовались и яркие тона, такие как пурпур, охра и др. В Византии с середины VI в. Знали тайну производства шелковых тканей. Изготовление их и пурпурного красителя стало в Византии
государственной монополией. Шелковые материи ткались с систематично повторяющимися рисунками: квадратами, кругами, звездами, арабскими и орнаментальными изображениями растительности (Рис 4). Сначала при выделке этих тканей придерживались новоперсидских и арабских образцов, со временем появились характерные оригинальные орнаменты, повторяющиеся и на позднейших византийских изделиях. Ниже приведены фрагменты сохранившихся шелковых полотен (Рис. 5). Благодаря непосредственной близости Востока, самые изысканные произведения ткацкого и красильного искусства, ценившиеся на Западе, в Византии можно было приобретать за небольшие деньги. Затем в VI веке культура шелковичных червей была перенесена в Грецию, шелковые ткани стали доступны почти всем слоям общества и перестали удовлетворять страсть византийцев к роскоши. Чтобы придать материи больше блеска затканные парчовые рисунки стали оттенять пестрым шелковым шитьем, вышивали металлическими нитями, драгоценными камнями. А христиане стали украшать свою одежду целыми картинами из Священного Писания.
а) |
б) |
|
в) |
||
Рис. 5. Фрагменты шелковых полотен Византии: а) Бык напротив быка, пальметта (узорчатое полотно) образца X в. Шёлк(32,7х20см) Сокровищница св. Стефана, Маастрикт; б) пара птиц и гриффинов в кругах. фрагмент савана святого, соборная сокровищница, Сен Сена; в) шелковая Ткань из Гробницы Карла Великого (Шарлеманя), Аахен. Шелк, вероятно, поместили в гробницу, когда её открывали в 1000 г., высота 136 см, полная ширина 62,5 см. Берлин. |
- 4.2. Творческая трансформация первоисточника при создании современного костюма.
- Разработка формы костюма по аналогии с народным костюмом
- Тема 5. Характеристика основных стилевых решений современной одежды
- Минимальный костюм.
- Проектирование базовой формы костюма и на ее основе – комплектов предметов одежды в условиях современного производства
- 3. Орнаментальная композиция в костюме
- 8. Современный костюм
- Определения: «костюм», «одежда», «ансамбль», «культура»