Византийский костюм и возможности использования его мотивов в современной одежде

курсовая работа

1.2 Краткая характеристика костюма

Произведения изобразительного искусства стали основным источником для реконструкции светского костюма Византии. Это тот редкий случай, когда изобразительные источники не только не уступают письменным по информативности, но и значительно превосходят их.

Рис. 6. Замужняя женщина из народа

В первое время благодаря тому, что первоначальными обитателями Византии были почти исключительно западно-римские переселенцы, византийская одежда ни чем не отличалась от западно-римской. Приверженцы христианства сначала тоже не отличались от язычников. Но под влиянием Азии, выразившейся сначала в роскошных дорогих материях, вместо легких шерстяных тканей, из которых делались классические костюмы, платья византийских вельмож, начинают изготавливаться из тяжелых шелковых, атласных и парчовых материй, падающих неподвижными складками. Очень важной для людей остается необходимость обозначить свое положение в иерархии. Выраженная в костюме идея превосходства одних людей над другими, может быть рассмотрена как одна из причин строжайшей регламентации (выраженной даже в законодательной форме) -- вида, формы, цвета и даже количества одежды. Кому, что и когда носить, и в каком количестве -- все это предмет для разрешений и запретов. Так, изображение орла, льва являлось символом власти на одежде императора и знати.

Рис. 7. Золотые серьги, отделанные драгоценными камнями и жемчугом [7, стр. 46]

Рис. 8. Император и его дочь [6, стр. 76]

Для византии характерно сочетание в одном костюме накладных и драпирующихся одежд. Нарамник, далматик, туника, стола, пенула, оплечье - накладные виды одежды; лорум, мафорий, плащ - драпирующиеся виды одежды. Византийский костюм характеризуется спокойными полукруглыми линиями, мягко касающимися фигуры, не выявляя её. Акцентом было ассиметричное расположение фибулы (булавки, скалывающей плащ) и расходившихся от нее складок.

Появилась так называемая длинная мода, когда одежда полностью закрывала не только тело, но и ноги (Рис. 6). Костюм стал футляром, оболочкой очень простой по покрою. Декоративные украшения равномерно распределялись на одежде и обуви в основном по горизонтали, начиная с воротника -- оплечья -- и заканчивая каймой подола, придавая образу устойчивость. Они предназначались для того чтобы отвлекать внимание от естественных форм тела.

Богатые византийцы отказались от льна и шерсти и отдали свое предпочтение шелку. Нижние туники шились из тонкого шелка, а вся верхняя одежда из плотного узорчатого шелка, превращавшего его в стоячий драгоценный футляр, упаковку, в которой свободно помещено тело. Это были шелка с крупным рапортом, а также порча и атлобас (цельнозолотная ткань), богато украшенные вышивкой и жемчугом.

Далее будут описаны костюмы императоров и императриц Византии, т. к. в них больше элементов и деталей, которые могли бы использоваться в современных костюмах.

Начиная с IX века императоры начали украшать крестами как одежду, так и скипетр. Парадные костюмы одевали не только в торжественных случаях, они ходили в них всегда. Император и императрица украшали себя жемчужными подвесками, которые спускались у мужчин от висков до плеч, у женщин - до середины груди. Очень популярны были диадемы, серьги из золота (Рис. 7).

а) б)

Рис. 9. а ) Костюм императора: туника, сверху далматик, поверх долматика - лорум из алтабаса, головной убор - митра с жемчужными подвесками; б) Костюм императрицы: туника, стола, плащ, оплечье, головной убор (митра). [7, стр. 227]

одежда императрицы имеет сходство с одеждой императора (Рис. 8), только нехватает клавуса на мантии. Вокруг шеи одето оплечье - византийский воротник из жемчуга и драгоценных камней. Спереди у ворота и на обоих плечах прикреплены бляхи, отделанными слезовидными жемчужинами, а нижний рубец мантии украшен широким золотым вышитым кантом. Длинная, узкая белая туника богато отделана золотым и цветным шелковым шитьем. Поверх столы из многоузорчатого шелка одет плащ с таблионом из парчи либо с широкой каймой (Рис. 9). На столу также могли одеть короткое, богато украшенное покрывало, которое доходило до талии, закрывая грудь, спину и плечи. Под руками оно не сходилось, а придерживалось кушаком или завязками. На столе иногда просматриваются разрезы до бедер.

На обрамляющих лицо волосах, украшенных жемчугом и лентами, лежит богато отделанный обод (Рис. 10). Спереди, в середине его, выдается продолговатый четырехугольный орнамент с тремя выдвинутыми жемчужинами и с двумя остриями, расположенными по бокам. С боков короны спускаются до плеч жемчужные нити. [6] стр. 76

Рис. 10. Головной убор в Византии [7], стр. 46

Нередко в костюмах императриц присутствует широкий парчовый шарф, переброшенный через плечи и спускающийся до колен, также украшенный жемчугом и камнями. Его края белые с пестрыми цветами украшены бахрамой.

Обувь мягкая, удобная с ремешками (Рис. 11 а) и закрытая с узкими носками - соччи (Рис. 11 б). Домашняя - пантофли (Рис. 11 в) - также с узкими носами. Придворные носили мягкую яркую, пурпурную обувь с отделкой вышивкой, с золотыми бляшками и драгоценными камнями. Также в употреблении были мягкие сапоги - чем длиннее голенища у сапог, тем короче туника.

а)

б)

в)

Рис. 11. Женская обувь в Византии [7], стр. 227: а) Кампаги; б) соччи; в) пантофоли

Делись добром ;)