Декоративное пано для настенной росписи

курсовая работа

4.2 Основные законы композиции

Основными законами композиции следует назвать такие: закон цельности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

Закон целостности. Целостность как явление, объединяющее элементы, части в единое целое, проявляется везде в природе и обществе и выступает как диалектический закон.

Благодаря соблюдению первого закона композиции - закона целостности - произведения искусства воспринимаются как единое и неделимое единое целое.

Главная черта закона целостности - неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником, так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения [12, с 122-123].

Закон контрастов - один из основных законов композиции.

Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон. Но наряду с такой важнейшей сущностью контрастов, как наличие резко противоположных сторон, т.е. контрасты - это одновременно борьба противоположностей и их диалектическое единство.

Контрасты являются законом композиции, представляющим собой специфическое проявление всеобщего закона диалектики - закона единства и борьбы противоположностей; без контрастов нельзя создать не только произведения искусства, но даже простое изображение, в том числе линейный рисунок. Контрасты - это необходимое условие для того, чтобы зритель увидел изображение, так как без них изображение сольется с фоном по тону и цвету; контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции; контрасты в композиции выступают как композиционная сила не только с точки зрения «механики» построения, т.е. построения композиции как какой-то структуры, но и с точки зрения творческого процесса создания художественных образов: большая часть творческого процесса создания художником произведения - от появления замысла и первых черновых эскизов композиции до завершения - это все композиционная работа, которая пронизана мыслью об основной идее, об основных образах и облике произведения [12, с 127-130].

Закон новизны. Новизна выступает как всеобщий закон искусства, проявляющий свое действие в том, что художественный образ - это всегда новое в искусстве и по форме, и по содержанию. И поскольку художественный образ всегда решается в новой композиции, как в главной художественной форме произведения искусства, действует как закон и, таким образом, принимает форму закона композиции [12, с 132].

Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать цельное по восприятию, выразительное, идейно содержательное и высокохудожественное произведение. Этот закон требует, чтобы организация произведения во всех деталях и частях подчинялась не мертвым формалистическим схемам построения композиции, а идейному содержанию.

Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии. Он требует определения отношения размеров всех фигур к размеру картины, сюжетного центра к другим частям композиции. Соразмерность частей и элементов должна быть решена как гармоническое сочетание пропорций, чтобы произведение создавало впечатление единого целого. Все эти вопросы должны решаться художником в соответствии с идейным замыслом [12, с 134-135].

Закон жизненности. Он выступает не как всеобщий закон композиции, а как частный, проявляющий свое действие в произведения изобразительного искусства, в которых ставится задача передачи движения во времени.

Закон жизненности требует, чтобы в произведениях искусства, где изображено движение во времени, был передан смысл движения во времени и тем самым чувство жизненности отображаемого [12, с 136].

Закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости. Это воздействие «рамы», создание ею антиципации, ощущения пространства, предчувствия его - объективно. Художник, строя композицию в соответствии с тем или иным замыслом и учитывая предощущение глубинности в центральной части картинного поля, может усилить ощущение глубины пространства или вступить в сознательный (или интуитивный) конфликт с углубленностью поля в центральной зоне. [12, с 140-141]

Делись добром ;)