Анализ влияния гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. на мировую культуру

курсовая работа

2. Культурная и антифашистская деятельность испанской интеллигенции. Альянс антифашистской интеллигенции

Когда же началась война, народные массы вышли на авансцену политической борьбы, а также вся интеллигенция самым активным образом устремилась в революцию. Она заняла свой «пост» (как тогда говорили) и оказалась перед лицом войны и всех тех проблем, которые в ходе войны решались.

«Поэты, которые были прежде попутчиками испанского пролетариата, стали сегодня его товарищами по оружию» Леон М.Т. Общая хроника гражданской вой-ны.- М., 1971.С.143.. Следует признать, что наиболее оригинальной и, несомненно, наиболее действенной из всех организаций стал Альянс антифашистской интеллигенции.

Он был основан в Париже во время Международного конгресса писателей в защиту культуры, проходившего с 21 по 25 июня 1935 года. После выборов в феврале 1936 года испанский альянс развернул свою работу, полностью встав на позиции Народного фронта. Он постепенно стал пополняться и вскоре превратился в центр притяжения для большинства республиканских деятелей искусства и интеллектуалов. В Альянсе антифашистской интеллигенции собрались люди самых различных убеждений: от католика Хосе Бергамина (председатель) до коммуниста Рафаэля Альберти (генеральный секретарь); в нем же состоял и будущий великий мастер мирового кино Луис Бюнюэль. Лишь анархисты воздержались от участия в альянсе.

На фронте вместе с рядовыми бойцами бок о бок находились такие выдающиеся поэты, как Мигель Эрпандес. Антонио Апарисио, Антонио Санчес Барбудо, Педро Гарфиас, который всю войну был политическим комиссаром в Андалусии, Лоренсо Варела, принадлежавший к группе «Бронепоезд», романист Рамон Сендер. Другие интеллектуалы по всей стране развернули кампанию по борьбе с неграмотностью. Альянс антифашистской интеллигенции действовал повсюду: в казармах, госпиталях и даже на фронте.

Альянс активизировал свою деятельность на всей территории республики; издавал журналы ( «Буке рохо», который бесплатно распространяли среди бойцов на фронтах); проводил просветительные кампании, используя для этих целей афиши, лекции, выставки рисунков на самые различные темы.

В преамбуле Манифеста, опубликованного альянсом в первые недели войны, ничто не сковывало ораторского пыла и не ограничивало размаха взятых на себя обязательств.

«Мы, - говорилось в Манифесте, - писатели, деятели искусства, ученые-исследователи, посвятившие себя интеллектуальной деятельности, объединились против фашизма... чтобы защитить культуру, ее национальные и всемирные ценности - ценности непреходящие и ценности, находящиеся в состоянии непрерывного созидания. Мы заявляем о нашем полном и активном единении и отождествлении с народом» Проблемы рабочего и антифашистского движения в Испании. Сб. ст.- М., 1960.С.345.. Среди тех, кто поставил свою Подпись и тем самым выразил свое доверие республике, были и проживавшие вне Испании известный профессор, историк Америко Кастро и художник Хоан Миро.

Одним из наиболее впечатляющих мероприятий, проведенных альянсом, была, организация II Международного конгресса писателей-антифашистов в защиту культуры. Открытие его состоялось 4 июля 1937 года в Валенсии. Затем совсем ненадолго он переехал в Барселону и закончил свою работу 10 июля 1937 года в Париже. Успех конгресса был необычайно велик; на нем собрались вместе наиболее известные всему миру интеллектуалы, которые уже самим фактом своего участия в конгрессе наглядно продемонстрировали свою поддержку делу Испанской республики. Наиболее известные имена: Жюльен Бенда, Жан Ришар Блок, Андре Шамсон, Джон Дос Пассос, Илья Эренбург, Николас Гильен, Эрнест Хемингуэй, Ленгстон Хьюз, Михаил Кольцов, Андре Мальро, Хуан Маринельо, Пабло Неруда, Алексей Толстой, и другие.

Самим фактом открытия конгресса в Испании и в еще большей степени перенесением его местопребывания в Мадрид - город-мученик, являвшийся символом всего республиканского дела - альянс продемонстрировал всему миру, что все духовные, творческие, гуманистические силы без всяких оговорок поддерживают Испанскую республику.

Оценивая деятельность испанских интеллектуалов, можно сказать, что своей активностью, занятой ими позицией они в громадной степени содействовали созданию своего рода дипломатического представительства Испании, которое одновременно эффективно и динамично проводило свою работу во всех уголках земного шара.

Испанские деятели культуры играли своего рода роль катализатора международной солидарности писателей с республиканской Испанией, а такая солидарность в свою очередь помогала республиканскому делу за рубежом и даже оказывала воздействие на межгосударственные отношения. Мировая слава, которую имели наиболее известные из испанских интеллектуалов, способствовала росту престижа и статуса республиканского правительства Сориа Ж. Война и революция в Испании. 1936-1939. Т.2.- М., 1887. С. 292..

С другой стороны, следует подчеркнуть, что заслугой интеллектуалов, являлась деятельность по защите народного достояния, которому угрожало уничтожение. Особенно активной она была на первом этапе войны. Воздушные бомбардировки, артиллерийские обстрелы, бои на улицах городов и т. д., подвергали величайшей опасности памятники архитектуры и искусства Испании. Памятники архитектуры, которые, естественно, нельзя было вывезти из района боев, старательно укрывались слоями мешков с песком. Все произведения искусства, которые можно было эвакуировать, перевозились в безопасные места. Самые знаменитые собрания картин Прадо тщательно упакованные, были эвакуированы в Валенсию. Тысячи произведений искусства после кропотливого процесса инвентаризации были отправлены на хранение в удаленные от театра военных действий города. Так же в первые дни битвы за Мадрид в ноябре 1936 года Альянс антифашистской интеллигенции с помощью Пятого полка эвакуировал в провинцию Левант престарелых или больных деятелей науки и искусства, чтобы оградить их от чрезмерно тяжелых условий мадридской жизни с ее ежедневными бомбардировками и артиллерийским обстрелом. Тогда этому мероприятию придумали название «Эвакуация мозгов» Сориа Ж. Война и революция в Испании. 1936-1939. Т.2.- М., 1887. С. 295.. После торжественной церемонии проводов сотни эвакуируемых заняли свои места в вагонах специального поезда и направились в Валенсию.

Делись добром ;)