logo
Европейская культура эпохи Нового времени

1. Характерные особенности культуры эпохи Нового времени

  • Европейская культура эпохи Нового времени охватывает XVII-XVIII вв. Для этой эпохи были характерны все большее распространение капиталистических отношений при сохранении элементов феодализма, ожесточенная борьба западных государств за господство на мировом рынке и широкомасштабная колонизация ими огромных территорий на континентах Африки, Азии и Америки. Становление цивилизации нового типа сопровождалось утверждением растущего общественного класса - буржуазии, завершением формирования европейских наций и централизованных монархических государств. Происходило разложение феодальной формации. Это была эпоха буржуазных революций, повлиявших на изменение мировоззренческих установок культуры. Заявил о своих правах индивидуализм, развернулось предпринимательство. Складывались новая научная картина мира, методология опытно-экспериментальных исследований и система ценностей практичного человека.
  • Эпоха Нового времени отмечена интенсивным развитием культуры, ростом и дифференциацией наук. Благодаря бурному развитию естествознания и техническому прогрессу во второй половине XVIII в. произошел промышленный переворот, завершивший переход от мануфактурного производства к фабрично-заводскому, которое в ранний период основывалось на частичной механизации производственных процессов. Первоначальное накопление капитала сопровождалось в крупных западноевропейских странах массовой пролетаризацией и эксплуатацией трудовых социальных слоев.
  • Главной характеристикой цивилизации и культуры Нового времени стал рационализм. В экономике он проявился в характерном для предпринимателя-буржуа строгом расчете, планомерном и трезвом стремлении к поставленной цели, калькулированном использовании капитала и производственных ресурсов, продуманной организации труда; в политике - в подчинении гражданского общества и государственно-правовых институтов принципам целесообразного функционирования. Сквозь призму теории общественного договора общество виделось именно как целесообразно организованный механизм. В философии и науке центральное место отводилось рациональным методам, обеспечивающим объективное познание мира. На первый план выдвинулись требования доказательного знания, логически непротиворечивой теории. Мир уже не казался чудесным и загадочным, все его части воспринимались устроенными по естественным неизменным законам. В обыденной жизни здравый смысл возобладал над догматизмом и мистицизмом.
  • В культуре Нового времени появился новый нетрадиционный тип личности, для которой были характерны автономность и стремление к свободе. Человек Нового времени не удовлетворялся изначально данным, а целеустремленно выстраивал свое Я и свой предметный мир. При этом он все увереннее опирался на константные мотивы поведения, все более освобождался от предрассудков и безотчетных действий, стремился управлять собой.
  • Однако, будучи в идеале свободным самовластным творцом, движимым разумом, человек Нового времени уже больше не ощущал себя центром Вселенной. Миропредставление, порожденное смелыми астрономическими идеями и теориями Коперника, Бруно и Галилея, наталкивало на мысль, что Земля - всего лишь один из множества миров, а в бесконечном космическом пространстве вообще нет центра. И далее следовал вывод о том, что человек - только частица мироздания. Превращение Бога в некое «вместилище» мира и в трансцендентную силу, приведшую универсум в движение, но непосредственно не вмешивающуюся в природные и социальные процессы (точка зрения И. Ньютона), хотя и вело к утверждению представлений об автономии и свободе, но одновременно усиливало ощущение одиночества и незащищенности человека в мире («Мысли» Б. Паскаля), непрочности земного бытия, обреченности действовать на свой страх и риск в одиночку и во всем полагаться только на себя. В культуре наметился интерес к постижению внутреннего мира человека, проявившийся главным образом в художественном творчестве.
  • Индивидуалистическое видение мира привело к фаустовскому одностороннему пониманию свободы западным человеком как расширения собственного присутствия в мире. Экспансионизм проявился в необузданном желании господствовать над природой, в колониальной политике и религиозной миссионерской деятельности, культурном гегемонизме, однополярном западноцентризме.
  • Еще одна важная особенность новоевропейской культуры и цивилизации - практицизм. Он преобладал и в экономической стратегии, основывавшейся на стремлении приумножить имущество, получить наибольшую прибыль от своего капитала, и в научном знании, которое все больше ориентировалось на практический результат. Само поведение и жизнеустроение имущих классов все более проникалось духом утилитаризма. Практицизм в сочетании с индивидуализмом лег в основу буржуазного мировоззрения и образа жизни.
  • 2. Научные и технические достижения культуры эпохи Нового
  • времени
  • культура рационализм творчество европейский просвещение
  • В эпоху Нового времени формировались мировоззренческие установки, идеалы и нормы науки, ориентирующие на решение практических задач. Ведущую роль в развитии науки XVII-XVIII вв. играли механика, астрономия, математика. В этих отраслях знания были созданы фундаментальные теории. Экспериментальное естествознание стало лидером научного прогресса во всех крупных европейских странах. Только в Германии лидерство вначале сохранялось за гуманитарными науками. Особый вклад в становление новой системы знания внесли Галилее Галилей (1564-1642) и Исаак Ньютон (1643-1727). Создав оригинальные образцы классической механики, они заложили основы физической науки, которая в то время базировалась соответственно на механистической картине мира. Через призму данной картины мира объекты природы и общественные явления рассматривались по аналогии с механическими системами.
  • Важным методом науки Нового времени стал эксперимент, который проверял результаты теоретического исследования.
  • Важной особенностью науки Нового времени явилось разрушение средневекового представления об иерархически упорядоченном конечном космосе, качественно дифференцированном по степени приближенности к Богу. Перед человеком открылась бесконечная, управляемая одними и теми же законами Вселенная, в которой все пребывало в постоянном движении. Благодаря этому из объяснения мира постепенно вытеснялись мистические представления о предустановленной гармонии, божественной цели, чуде. Все в мире объяснялось сочетанием естественных причин и следствий. В новой научной картине мира обнаружилось стремление преодолеть границы повседневного чувственного опыта (при создании идеализированных объектов научной теории). Оставалась в прошлом геоцентрическая система, забывалась Аристотелева физика. Новая наука открывала законы, лежащие за пределами элементарной очевидности.
  • Открытия в естествознании завоевывали все большую популярность среди образованной части населения. Так, в Англии середины XVII в. в салонах «джентльмены и леди считали хорошим тоном говорить о воздушных насосах и телескопах, о химии и магнетизме» (Р.Ю. Виппер).
  • Характерно, что при новой системе знания математика рассматривалась как образец для построения любой науки. Был создан математический метод, продуктивность которого подкреплялась естественнонаучным экспериментом.
  • Математика XVII-XVIII вв. повлияла на развитие новых отраслей науки, базирующихся на принципе движения. Большая заслуга математиков того времени - создание методов исследования переменных величин (Декарт). С их помощью изменяющаяся природная реальность была описана в формализованных понятиях и законах. Алгебраический метод в геометрии, учение о бесконечно малых величинах, теория интегральных и дифференциальных исчислений (Лейбниц, Ньютон, братья Бернулли, Д. Аламбер), теория вероятностей (Паскаль, Ферма) заложили основы современной математической науки, которая упрочила свои связи с физикой, естествознанием в целом, начала проникать в сферу гуманитарного знания.
  • Математические методы стали использоваться в решении практических задач. Паскаль изобрел счетную суммирующую Машину для облегчения труда финансовых работников. Теория вероятностей применялась в вопросах страхования. С помощью математики пытались отрегулировать социальные отношения.
  • На основе новых мировоззренческих принципов формировались предметное поле и методы исследования таких наук, как химия и биология. Роберт, Бойль сформулировал научное определение химического элемента, ввел в химию экспериментальный метод, положил начало химическому анализу. Антуан Лавуазье активно применял математические (количественные) методы в химии, стал одним из основателей термохимии. Врач Уильям Гарвей считается отцом современной физиологии и эмбриологии, он создал учение о кровообращении. Декарт ввел понятие рефлекса. Карл Линней разработал классификацию видов растительного и животного мира, Жан Батист Ламарк создал первое учение об их эволюции (трансформизм).
  • Ученые-теоретики внедряли в сферу практического производства новый стиль научно-инженерного мышления и операциональной деятельности; формировалось техническое отношение к экспериментальной работе.
  • Появилась научная техническая литература; в колледжах складывалась система технического образования, постепенно вытеснявшая средневековую традицию передачи знания от мастера к ученику. Во второй половине XVIII в. в инженерной практике все более активно использовались знания естественных и математических наук. Ряды инженеров росли, и к началу XVIII в. эта профессия была уже достаточно престижной, а сам инженер оценивался как работник интеллектуального труда.
  • В середине XVIII в. началась промышленная революция. К концу столетия самыми обычными объектами инженерной деятельности были подъемные механизмы, мельницы, часы, прядильные и ткацкие станки, прокатные линии и т.п. Складывался облик техногенной цивилизации, разрасталась инфраструктура фабрик, заводов, индустриальных городов.
  • Технологическое усложнение производства потребовало применения методов технического проектирования. Разрабатывая эти методы, Гаспар Монж создал начертательную геометрию, позволяющую представить любое техническое устройство в виде вспомогательной модели и математически точной чертежной схемы.
  • XVII-XVIII вв. ознаменовались многочисленными техническими изобретениями. Телескоп (Г. Галилей, И. Кеплер) и микроскоп существенно расширили границы человеческого познания. Маятниковые часы (X. Гюйгенс) позволили надежно и точно измерять время в научном эксперименте, а в судоходстве - определять долготу. Широко распространившись в быту, они формировали привычку регулировать повседневную жизнь, учили пунктуальности. Бой часов напоминал о необратимости времени и необходимости плодотворно использовать каждую минуту. Изобретение термометра (Г. Галилей) позволило заменить субъективные оценки температуры объективными. Ртутный барометр (Э. Торричелли) обеспечил точную фиксацию атмосферного давления.