3.2. Методические основы организации тематического рисования по теме «Пейзаж - настроение» на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
В параграфе «Анализ программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе» автор знакомится с программами: выявляет особенности, содержание, а также исследует, в какой из них наиболее полно и интересно изучается тема пейзажа.
В параграфе «Методические основы организации тематического рисования по теме «Пейзаж-настроение» на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе» автор дает методические рекомендации проведения учебного занятия по данной теме.
3.1 Анализ программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе
В настоящий момент разработано большое число образовательных программ обучения изобразительному искусству для общеобразовательной школы. Среди них получили достаточное распространение и признание среди практиков обучения программы Б.Н.Неменского В.С.Кузина, Т.Я.Шпикаловой. Автором были рассмотрены три вышеперечисленные программы и выявлены их основные ориентиры:
|
Изобразительное искусство и художественный труд (1-9 классы). Рук. и редакц. Б. М. Неменского. |
«Изобразительное искусство», авт. В. С. Кузин и др. |
«Изобразительное искусство», авт. Т. Я. Шпикалова и др. |
|
Цели |
Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями. |
Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного. |
Развитие личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественного и мирового искусства.
|
|
Содержание и средства |
Представляет целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство и синтетических (кино, театр и т.д.). На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания. |
Содержание курса данной программы составляет рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место принадлежит рисованию с натуры. В курсе предполагаются беседы и в 7 - 9 классах лекции, практические работы. |
Содержание построено на основе непреходящих ценностных понятий: человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство. Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных естественно-научных дисцип-лин. Структурированы в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призванные обеспечить освоение учащимися 5 - 9 кл. основ художественного изображения (художественный образ и изобразительное творчество учащихся), а также основ народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности. |
|
Особенности |
Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт. Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя. |
Реализация программы доступна специалистам различного уровня профессиональной подготовки. |
Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Учителю для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно-прикладного направления. |
Но это лишь общая характеристика. При подробном исследовании программ было замечено, что тема пейзажа звучит во всех программах, но в разные года обучения (6 класс, 5класс и 1 у Б.М.Неменского, В.С.Кузина и Т.Я.Шпикаловой соответственно). Авторы решают разные задачи, используя тему пейзажа: Б.М.Неменский подходит к пейзажу как к пейзажу-настроению. Он учит находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д., передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками. У В.С. Кузина эта тема звучит в уроках, посвященных временам года. Он учит создавать разные сезоны года, наблюдая за природой и рисуя картины с натуры. Очень разнообразно тема пейзажа встречается в программе Т.Я.Шпикаловой. Основной задачей на этих уроках является создание образа и эмоционального состояния через технические приемы, колористическое решение (теплое или холодное, основные или составные цвета, яркие и неяркие).
При анализе программ автором был сделан следующий вывод: все выше приведенные программы существенно отличаются соотношением практического обучения художественно-творческой деятельности и знакомства детей с различными теоретическими аспектами изобразительного искусства (направлений, видов, стилей и т.д.). Это связано с целями программ, задачами и путями их реализации. Невозможно сказать, какая из программ лучше или хуже, так как каждая из них имеет определенную направленность и имеет свои плюсы и минусы. При более подробном исследовании было замечено, что в каждой программе тема пейзажа звучит по-разному, так как разнятся задачи, которые решают авторы программ. Тем не менее, подобраны интересные задания для учащихся, выполнение которых развивает в них воображение, фантазию, позволяет детям выплеснуть свои эмоции.
- Введение
- Глава 1. Историко-теоретические предпосылки создания композиции «Предчувствие весны»
- Средства выразительности в живописной композиции пейзажа.
- 1.2 Средства выразительности в живописной композиции пейзажа
- Глава 2. Методические основы работы над композицией пейзажа «Предчувствие весны»
- Из опыта работы над композицией картины.
- 2.1 Из опыта работы над композицией картины
- Глава 3. Практическая педагогическая значимость композиции «Предчувствие весны»
- 3.1. Анализ программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе.
- 3.2. Методические основы организации тематического рисования по теме «Пейзаж - настроение» на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.