logo
Живописная тематическая композиция "Предчувствие весны"

3.2. Методические основы организации тематического рисования по теме «Пейзаж - настроение» на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

В параграфе «Анализ программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе» автор знакомится с программами: выявляет особенности, содержание, а также исследует, в какой из них наиболее полно и интересно изучается тема пейзажа.

В параграфе «Методические основы организации тематического рисования по теме «Пейзаж-настроение» на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе» автор дает методические рекомендации проведения учебного занятия по данной теме.

3.1 Анализ программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе

В настоящий момент разработано большое число образовательных программ обучения изобразительному искусству для общеобразовательной школы. Среди них получили достаточное распространение и признание среди практиков обучения программы Б.Н.Неменского В.С.Кузина, Т.Я.Шпикаловой. Автором были рассмотрены три вышеперечисленные программы и выявлены их основные ориентиры:

 

Изобразительное искусство и художественный труд (1-9 классы). Рук. и редакц. Б. М. Неменского.

«Изобразительное искусство», авт. В. С. Кузин и др.

«Изобразительное искусство», авт. Т. Я. Шпикалова и др.

Цели

Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями.

Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного.

Развитие личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественного и мирового искусства.

 

Содержание и средства

Представляет целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство и синтетических (кино, театр и т.д.).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания.

Содержание курса данной программы составляет рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место принадлежит рисованию с натуры.

В курсе предполагаются беседы и в 7 - 9 классах лекции, практические работы.

Содержание построено на основе непреходящих ценностных понятий: человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство.

Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных естественно-научных дисцип-лин.

Структурированы в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призванные обеспечить освоение учащимися 5 - 9 кл. основ художественного изображения (художественный образ и изобразительное творчество учащихся), а также основ народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности.

Особенности

Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт.

Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя.

Реализация программы доступна специалистам различного уровня профессиональной подготовки.

Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ.

Учителю для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно-прикладного направления.

Но это лишь общая характеристика. При подробном исследовании программ было замечено, что тема пейзажа звучит во всех программах, но в разные года обучения (6 класс, 5класс и 1 у Б.М.Неменского, В.С.Кузина и Т.Я.Шпикаловой соответственно). Авторы решают разные задачи, используя тему пейзажа: Б.М.Неменский подходит к пейзажу как к пейзажу-настроению. Он учит находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д., передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками. У В.С. Кузина эта тема звучит в уроках, посвященных временам года. Он учит создавать разные сезоны года, наблюдая за природой и рисуя картины с натуры. Очень разнообразно тема пейзажа встречается в программе Т.Я.Шпикаловой. Основной задачей на этих уроках является создание образа и эмоционального состояния через технические приемы, колористическое решение (теплое или холодное, основные или составные цвета, яркие и неяркие).

При анализе программ автором был сделан следующий вывод: все выше приведенные программы существенно отличаются соотношением практического обучения художественно-творческой деятельности и знакомства детей с различными теоретическими аспектами изобразительного искусства (направлений, видов, стилей и т.д.). Это связано с целями программ, задачами и путями их реализации. Невозможно сказать, какая из программ лучше или хуже, так как каждая из них имеет определенную направленность и имеет свои плюсы и минусы. При более подробном исследовании было замечено, что в каждой программе тема пейзажа звучит по-разному, так как разнятся задачи, которые решают авторы программ. Тем не менее, подобраны интересные задания для учащихся, выполнение которых развивает в них воображение, фантазию, позволяет детям выплеснуть свои эмоции.