Анализ истории военного некрополя дореволюционного Петербурга

контрольная работа

Глава 1. История петербургского некрополя и его место в культуре Петербурга

В последней четверти XIX в. русская некропольская генеалогия начала стремительно преобразовываться из дворянской забавы, имевшей когда-то большой практический смысл, в специальную историческую дисциплину. Одновременно среди историков, в первую очередь генеалогов и близким к ним по интересам, формируется устойчивое понимание необходимости описания кладбищ, монастырских и внутрихрамовых захоронений, как одного из важнейших историко-биографического и генеалогического источника.

В ряду этих ученых стоило бы назвать Б.Л. Модзалевского, В.И. Чернопятова, В.М. Андерсона, В.И. Саитова и Великого князя Николая Михайловича, которые воплотили разрозненный опыт своих предшественников. Благодаря усилиям последнего к работе по сбору данных о захоронениях про всей России через Священный Синод были привлечено приходское духовенство и, что еще более достойно восхищения, собранный материал был обработан и опубликован тремя многотомными изданиями (Петербург, Москва и провинция; в последнем вышел в свет только первый том). Значителен вклад и В.И. Чернопятова, опубликовавшего некрополи Крыма, Кавказа и «Некрополь» - отдельный том в издании «Дворянское сословие Тульской губернии».

Одновременно взгляды русских историков были обращены за границу, в Западную Европу. В ряде журналов стали появляться статьи и заметки о захоронениях русских в Германии, Франции, Италии. В начале XX в. были предприняты попытки комплексного описания одного или нескольких кладбищ, но не все они были завершены. Были опубликованы три выпуска «Русского некрополя за границей» В.И. Чернопятова и один выпуск «Русского некрополя в чужих краях» В.М. Андерсона.

Первая мировая война затормозила развитие некрополистики, а революция 1917 г. практически прервала. В эмиграции же русские историки- и генеалоги эмигранты сосредоточили свое внимание именно на зарубежных некрополях. В их ряду в первую очередь необходимо назвать Л.М. Савелова и его жену, Ю.В. Арсеньева, Н.Ф. Иконникова. Некоторые из их трудов были опубликованы (например, в журнале «Новик»), большая же часть их осталась в рукописях. Известны и пропавшие и погибшие списки русских захоронений на разных кладбища Европы и Америки.

В Советском Союзе тема некрополистики разрабатывалась единицами, работавшими в стол (эту тему мы постараемся позже осветить на сайте). В 1960-1980 гг. появилось несколько публикаций в научных журналах и две-три книги о средневековых захоронениях в храмах и монастырях и, выдержавший несколько изданий, революционно-номенклатурный некрополь на Красной площади. Важным (но тайным) явлением того времени была работа В. Н. Чувакова, по особому разрешению в спецхране Гос. библиотеки им. В. И. Ленина собиравшего некрологи и траурные извещения в эмигрантской периодической печати (сейчас его материалы публикуются под названием «Незабытые могилы»).

Массовый прорыв в некрополистике сделали книги М. Д. Артамонова, при чем их посредственные достоинства ни сколько не умоляют общественного значения. Следом многие российские города - Белгород, Владимира, Кронштадт, Курск, Муром (интернет), Пенза, Петергоф, Рыбинск, Тамбова, Тверь, Томск (две солидные книги), Тула, Ульяновск, Челябинск, Ярославль - получили книжки или журнальные публикации о своих некрополях. Появились профессиональные некрополи (например, медиков, моряков, химиков).

Еще до основания Санкт - Петербурга на его территории существовал ряд некрополей: в источниках начало 18 века упоминается финско-шведское кладбище на Еловом (Аптекарском) острове (упразднено в 1756). Основанное в 1722 Старое Большеохтинское кладбище, по-видимому, находилось на месте городского кладбища Ниеншанца. В первые годы существования Петербурга погребения по русской традиции производились при церквах. Первое городское кладбище основано в 1710 при церкви Св. Сампсония на Выборгской стороне.

Места для могил предоставлялись бесплатно. К югу от православного Сампсониевского кладбище тогда же устроено немецкое кладбище для иноверцев. На православном Сампсониевском кладбище были похоронены «князь-папа» П. И. Бутурлин, сибирский губернатор князь М. П. Гагарин, автор «Книги о скудости и богатстве» И. Т. Посошков, архитектор А. Ф. Кокоринов. На немецком кладбище - архитекторы Д. Трезини, братья К. и Ф. Растрелли, Ж. Леблон, Н. Микетти, первые академики Л. Л. Блументрост, Х. Гольдбах, Г. Байер. Оба кладбища упразднены в 1772. В 1719-56 существовало Ямское Крестовоздвиженское кладбище (располагалось на месте домовладения - Лиговский просп., 128). Позднее в районе Волковой Деревни возникли Волковские кладбища.

В 18 в. захоронения осуществлялись также на Преображенском кладбище в Колтовской слободе (Новоладожская ул., 8), Вознесенском кладбище в Переведенских слободах (Вознесенский просп., 34 - оба упразднены в 1738), Калинкинском кладбище (Старо-Петергофский просп.; упразднено в 1746), Спасо-Бочаринском и старом Богословском К. на Выборгской стороне (упразднены в 1770-х гг.).

В 1738 Синод утвердил 5 «мест, где надлежит быть погребениям», из которых до нашего времени сохранилось одно на Васильевском о. (см. Смоленские кладбища). В 18 в. сложились аристократич. некрополи Александро-Невской лавры, Троице-Сергиевой пустыни, Императорская усыпальница в Петропавловском соборе и Комендантское кладбище при нем.

Высокий социальный статус имело Новодевичье кладбище при Новодевичьем монастыре. С 1720-х гг. существовало кладбище при Охтинских пороховых заводах (современное Пороховское кладбище), с 1730-х гг. - Преображенское кладбище при Фарфоровом заводе (уничтожено в 1930-х гг.), с 1768 - старообрядческое Малоохтинское кладбище (Новочеркасский просп., 8); с 1776 - Красненькое кладбище (просп. Стачек, 98). В 1773 перенесено на современное место Большеохтинское кладбище (просп. Металлистов, 5).

Иноверческие («немецкие евангелические-лютеранские») кладбище обычно располагались рядом с православными: Смоленское немецкое (основано в 1748), Волковское немецкое (основано в 1773). В 1856 основано Выборгское римско-католическое кладбище на Арсенальной улице. В 1856-57 на нем сооружен костел Девы Марии (архитектор Н. Л. Бенуа). В 1939 это кладбище полностью уничтожено. В 1791 основано Армянское кладбище (набережная реки Смоленки, 29), в 1827 - Магометанское кладбище (ныне Ново-Волковское, ул. Салова, 80), в 1873 - Еврейское кладбище.

Среди пригородных кладбищ 18 в. наиболее известны Троицкое кладбище в Старом Петергофе (основано в 1720-х гг., ныне практически уничтожено), Казанское кладбище в Царском Селе, городское кладбище в Павловске. Во время эпидемии холеры 1830-31 создано Холерное кладбище, в 1835 рядом с ним началось устройство Митрофаньевского кладбища. Там же имелся финский лютеранский участок, а к югу располагалось старообрядческое Громовское кладбище (сохранилось, прочие кладбища полностью уничтожены в 1930-50-х гг.). В 1841 в северной части города отведено место для Богословского кладбища. В том же году на городском кладбище введена плата за место для могилы по разрядам (с 1-го по 7-й; два последних обычно были бесплатными; на монастырских кладбищах число разрядов не превышало трех).

В 1854 и 1868 действовали комиссии по изучению состояния кладбищ, на основе их рекомендаций устроены 2 новых обширных некрополя, находившихся в ведении городском самоуправления: Преображенское (1871) и Успенское (1875). С 1905 существует Серафимовское кладбище.

23 марта (5.4).1917 в братских могилах на Марсовом поле погребены 184 человека, погибших в уличных боях во время Февральской революции. Захоронения участников революционных событий и Гражданской войны производились также на «Коммунистических площадках» в других частях города. 7 декабря 1918 декретом СНК все кладбища переданы в ведение местных Советов, церковь отстранена от управления ими, платные разряды отменены. В 1927 ряд городских кладбище закрыт для погребений, позднее их уничтожали или значительно сокращали территории под предлогом благоустройства и отвода земли под жилищную застройку, спортивное и промышленное строительство (прах отдельных деятелей истории и культуры и немногочисленных уцелевшие художественные надгробия перенесены в некрополи Городской скульптуры музея).

С 1918 выделялись места для захоронения жертв массовых репрессий (погребения производились сотрудниками ВЧК - ОГПУ - НКВД в глубокой тайне, могилы не отмечались, сам факт существования подобных К. не подлежал оглашению, лишь в 1989 было «рассекречено» место массовых захоронений на Левашовской пустоши.

В годы блокады 1941-44 массовые захоронения производились на Пискаревском мемориальном кладбище, Серафимовском кладбище, Богословском кладбище. Кремирование тел погибших и умерших от голода осуществлялось в печах кирпичного заводада на территории современном Московского парка Победы.

В современном Петербурге 42 кладбищ общей площадью 1100 га, они находятся в ведении государственного унитарного предприятия «Ритуальные услуги» (1-я Советская ул., 8). Большинство захоронений производится на Южном кладбище (открыто в 1971, Волхонское шоссе) и Ковалевском кладбище (открыто в 1985, Всеволожский р-н). В 1973 открыт Крематорий. Особое место среди петербургское кладбище занимает Комаровское кладбище (в поселке Комарово), ставшее в 1960-70-х гг. некрополем деятелей науки, искусства и культуры.

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

Делись добром ;)