logo
Значение рисунка танца при создании художественного образа в хореографии

2.2 Виды рисунка танца

На сегодняшний день видов рисунка танца существует достаточно много. Спектр их разнообразия и применения балетмейстером порой поражает даже самого утонченного зрителя. Из истории мы видим, что ни один исторический этап в жизни человека, начиная с первобытного времени и заканчивая сегодняшним днем, не может обойтись без танца. Каждому танцу определенной национальности присущи свои виды рисунка танца. И приступая к работе над новой композицией, хореограф должен сам знать характерный рисунок данного танца и отличать их от рисунков других наций. Также существуют самые простейшие виды танцевального рисунка, такие как круг, квадрат и линия, которые могут использоваться в любом танце, любого народа.

Каждый хореограф применяет, в своей композиции, тот рисунок танца, который соответствует замыслу его постановки, соответствует способностям исполнителей, подходит к эскизам декораций и костюмов, музыкальному сопровождению и т.д. Рисунок танца должен развиваться логично в композиции, способствовать наиболее яркому выявлению художественного образа.

Существует несколько классификаций рисунка танца. Вот, например, несколько из них:

• Стандартные:

• Линейные - в таком варианте основой рисунка служит линия и ее различные виды. Например: линия, ряд, колонна, шеренга, диагональ, «Воротца», «До-за-до», «Расческа», «Досточка», «Ручеек» и т.д.

• Круговые - данный вид рисунка отличается тем, что его основой служит круг. Например: круг, круг в круге, полукруг, «Восьмерка», «Вьюнок», «Корзиночка» и т.д.

• Комбинированные - в таком виде танцевального рисунка применяются как линейный вид рисунка, так и круговой. Например: «Звездочка», «Снежинка» и т.д.

Без геометрических форм по мнению знаменитого балетмейстера Захарова Р.В. нет танца ни в народе, ни на сцене: круги, эллипсы, параллельные линии, диагонали, квадраты, треугольники, спирали - все это мы используем в танцевальном рисунке.

• Захаров Р.В. предлагает нам свою классификацию видов танцевального рисунка:

• Диагональ

Диагональ используется в танцах очень часто, как в народных, так и в классических. По диагонали очень выгодно исполнять всевозможные па, требующие стремительной динамики, - воздушные полеты, бег на пальцах, различные вращения и т.п., - все зависит от замысла, от построения комбинации, стиля характера танца.

• Круг

Круговые танцы - движение танцующих по кругу - берут свое начало в далекой древности. Во время язычества хороводы водили по кругу, изображая круговое движение солнца. Это и теперь наиболее распространенная фигура почти во всех народных танцах: русские хороводы, украинские гопаки, белорусские, молдавские, танцы народов Кавказа, Восточной и Западной Европы и другие строятся на рисунке круга. [5.с.85-86]

• Также рисунок танца может делиться относительно количества исполнения рисунка, в определенный момент времени, танцорами:

• Одноплановый рисунок - это когда все танцоры, в определенный момент времени, исполняют один и тот же рисунок.

• Многоплановый рисунок - это когда разные танцоры, в определенный момент времени, исполняют разные рисунки.

• Самым ярким примером разнообразия видов танцевального рисунка служит русский народный танец - хоровод. Хоровод (от греч. хорос групповой танец с песней) древний народный массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа. 15

Бывают два вида хоровода: игровой и орнаментальный. В игровых хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни - раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Орнаментальные хороводы отличаются от игровых тем, что в них более преобладает элемент изобразительности, который выражается в разнообразии танцевальных фигур. Весь орнаментальный хоровод чаще всего состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую. 8.с.42-43 В хороводе рисунок танца называется фигурой. Климов А.А. предлагает нам следующую классификацию основных фигур хоровода:

• «Круг». Число участвующих в этой фигуре не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе может идти, как по ходу часовой стрелки, так и против хода часовой стрелки.

• «Два круга рядом». Круги находятся на небольшим расстоянии друг от друга или совсем рядом. Круги могут двигаться в любом направлении: по или против хода часовой стрелки. Повороты обоих кругов происходят одновременно в одну или в разные стороны.

• «Круг в круге». Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний может двигаться как по солнцу, так и в противоположную сторону.

• «Корзиночка». Фигура образуется из двух кругов - круг в круге. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центру, танцующие берутся за руки, образуя каждые свой круг. Сделав шаг к внутреннему кругу танцующие поднимают соединенные руки и через головы опускают их на руки партнеров так, чтобы партнеры находились справа. Образуется единый переплетенный круг - «корзиночка». Число пар, участвующих в перестроении этой фигуры, не ограничено, однако их должно быть не менее четырех. 8.с.38

• «Восьмерка». Эта фигура образуется из двух кругов, стоячих рядом. Круги двинуться в различные стороны. В определенный момент ведущие одновременно разрывают круги, и участники через одного переходят из одного кругу в другой, их общее движение образует рисунок, похожий на цифру «8». Круги как бы переливаются один в другой. Руки разрываются только в момент перехода из одного круга в другой. Иногда участники за руки не держатся, а идут в своих кругах в затылок друг другу. Количество пар в каждом круге должно быть одинаковым.

• «Улитка». Эта фигура образуется из круга. Ведущий хоровода разрывают общий круг и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший по диаметру, чем первый; затем он «завивает», заводит второй, третий круг по концентрической окружности, круги становятся все меньше и меньше, а все идущие за хороводником точно повторяют рисунок его движения. Теперь ее надо «развивать». Есть три варианта «развивания» этой фигуры, то есть возвращение в исходное положение.

1-й вариант. Продолжая движение, хороводник делает разворот влево на 180? и начинать выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору, против движения часовой стрелки.

2-й вариант. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Хороводник, пригнувшись, проходит под руками одной пары первого внутреннего круга, затем второго и так далее, пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь. Затем он делает поворот направо и продолжает двигаться по направлению движения первоначального круга.

• 3-й вариант. «Развивает» «капустку» второй хороводник, находящийся на другом конце хороводной цепи. Вся хороводная цепь начинает движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при «завивании». Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь. 8.с.39-40

• «Змейка». Фигура может начинаться из линии, но чаще она является развитием круга. Ведущий хоровода, разомкнув круг и продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты вправо и влево, подражая изгибам змеи.

• «Колонна». Это построение рядами. Каждый ряд может состоять из нескольких человек, но не менее двух. В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга, и образуют фигуру «колонна». Ряды стоят в затылок один другому. «Колонна» представляет собой вытянутый прямоугольник, в котором ширина рядов всегда меньше длинны «колонны».

• «Улица». Два ряда, две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии лицом друг к другу, образуют фигуру «улица». Эти две линии сходятся либо одновременно, либо одна линия должна стоять, а другая идти на нее, либо одна линия может отступать, другая идти на нее.

• «Ворота». Две линии исполнителей стоят парами одна против другой - «улицей». Пары одной линии берутся за руки, подняв их вверх, образуют «ворота», другая рука свободно опущена вниз. Пары, стоящие напротив в другой линии, простым или переменным шагом проходят под «воротами». Все пары одной линии, соединив руки и подняв их вверх, образуют непрерывные «воротики». Другая линия с разъединенными руками проходит по одному под каждые «воротики». Существуют и другие варианты этого танцевального рисунка.

• «Гребень». Две линии исполнителей, выстроившись друг против друга «стенкой», движутся навстречу простым или переменным шагом. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются и, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом. Линии меняются местами.

Таковы основные перестроения русских хороводов, их основные фигуры. 8.с.40-42

Также существуют такие виды рисунка танца, характер и темперамент которых присущие танцам определенной национальности. Это проявляется в динамике движения, в остроте и плавности рисунка, свойственного тому или иному народному танцу.

Каждый народ под влиянием условий жизни, труда, географического положения выработал в течение веков свой типичный рисунок танца, свою танцевальную лексику. В них наиболее полно раскрывается характер этого народа, его быт, его обычаи и нравы. 25 Существует несколько примеров танцевального рисунка типичного для определенной национальности:

• Для арабских и азиатских национальностей характерен танцевальный рисунок - «божок», «фреска» характеризующийся различными позами и движениями рук и ног в композиционных перестроениях. Такой танцевальный рисунок часто применяют в религиозном значении - египтяне, китайцы, грузины и другие народы восхваляют и прославляют в танце свои божества.

• Греки, евреи и молдаване часто в своих танцах применяют рисунок круга, танцующие в котором держаться между собой за руки, символизируя переплетенные гроздья лозы.

• Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока нередко в своих танцевальных постановках используют рисунок - меандр (распространенный тип геометрического орнамента на одежде северных народов), который они изображают, в танце, с помощью движений рук и ног.

• Рисунок «живой пирамиды» (составление рядов, состоящих из человеческих тел) в своих танцах применяют многие национальности:

- в грузинских танцах такой рисунок служит символом горы, который часто изображается в народном грузинском танце «Самайа»;

- тот же вид рисунка использует Испания в своем народном танце «Muixeranga» (Мушеранга). У испанцев такой вид перестроения называется - «castells» (кастелли);

- у адыгов строят «живые пирамиды» в танце «Удж»;

- осетины в своем танце «Симд» и «Абарбарэ-Барбарэ» или «Перхули» также строят в своем «двухэтажные пирамиды»; 16

- в танце, характерных для стран США, «Черлидинг» (танец болельщиц или группы поддержки спортивных команд) такой рисунок называется групповой стант.

• Китайцы отличаются ассиметричностью рисунка в своих танцах.

• Танцевальный рисунок всех славян характеризуется параллельным перестроением в хореографической композиции.

• Похожие между собой ирландские и шотландские народы часто применяют в своих постановках различные виды линейного рисунка танца (линия, шеренга, ряд, колонна и т.д.)

• В индийском танце распространен одноплановый рисунок танца, так как танцующие чаще исполняются соло и массовые танцы - редкость.

Работая над постановкой народного танца, балетмейстер должен подробно изучить фольклорный материал данной области - разновидности танцевальных рисунков, характер и манеру исполнения движений, и многое другое. Кроме того, следует, конечно, учитывать еще взаимосвязь и, следовательно, взаимовлияние культур различных народов. 25

Как мы видим, количество видов танцевального рисунка довольно разнообразно. Как и каким образом применять тот или иной вид рисунка, каждый балетмейстер вправе решать самостоятельно. Главная задача каждого хореографа максимально передать зрителю, с помощью рисунка танца, идею или смысл хореографического произведения, настроение и характер героев, не забывая при этом и про другие выразительные средства хореографии. Например, плавное развитие рисунка, неторопливое движение, соответствующее музыке, невидимые движения ног танцующих, как бы плывущих по сцене, рождают перед зрителем образ лебедушки.

В хороводе «Березка» известный балетмейстер Н.Надеждина используя в основном рисунок танца, раскрывает образ стройной, как березка, русской девушки, ее характер, образ русской природы. И номер этот, идущий уже много лет на сцене нашей страны и за рубежом, давший название ансамблю, оказывает огромное воздействие на зрителя.

Еще одним ярким примером удачного применения танцевального рисунка, в хореографической композиции, служит хоровод «Реченька». В своем хороводе хореограф Мира Кольцова отражает прекрасный образ «чистой» речки. Можно часами любоваться этой картиной гармоничного сочетания музыки, рисунка и движений. «Реченька плавно движется по кругу с платочком в руке, помахивая им из стороны в сторону, может покружиться вокруг себя как бы показывая, какая большая она выросла» 20

Также, известны своим восхитительным способом передачи художественного образа, с помощью рисунка танца, старинные балеты «Дон Кихот», «Конек-Горбунок», «Сердце гор», «Лауренсия», «Пламя Парижа», «Каменный цветок» и другие.

Возможно, ли проследить рисунок одного исполнителя, из общей композиции, обычному зрителю, не знающему всех премудростей искусства хореографии? Может быть да, все зависит от фантазии и изобретательности балетмейстера, его опыта и знания своего дела.

В нашей исследовательской работе мы делаем акцент на значимость методических разработок в области рисунка танца. К сожалению, методический материал такого рода - редкость, так как все научные достижения, в сфере хореографического искусства, не так давно стали передаваться в письме. Мы видим, что информации о видах рисунка достаточное количество - существует очень много классификаций видов танцевального рисунка, а также различные варианты его использования в танце. Возможно, если бы человечество смогло передать свой бесценный опыт раньше, то сегодня рисунок танца был более разнообразен. Вследствие этого, можно сделать один полезный совет всем современным хореографам - информацию такого рода обязательно фиксировать для будущих специалистов. Результатом такой работы может быть: возникновение новых видов танцевального рисунка, появление танцевального направления или даже рождение нового вида искусства.

2.3 Применение рисунка в современной хореографии

рисунок хореография художественный танец

Современный танец - танец, воплощающий в своей хореографии идеи, темы, образы современной действительности, использующий при этом основные хореографические системы, приемы и пластические навыки, свойственные и употребляемые в конкретное время. 27

Искусствовед Хейли Эйнасто сказала: «Современный танец - это не только танец, это еще и современность».

Педагог-хореограф Анна Чернецова говорит о том, что современный танец - «это мир резких и мягких жестов, ритмики движения, объемной пластики и импровизации...».

Современный танец как таковой появился лишь в начале 20 века в Америке. Это была необходимость выразить новые чувства в искусстве того тяжелого для государства периода. Сегодня танец, прежде всего, позволяет вернуться к первооснове человеческого существования, к своей целостности. Таким целостным человеком был, конечно, человек в пору своего рождения. Он позволяет сохранить неделимость чувства, показать его подлинность. Позволить услышать свое «я» достаточно сложно в нашей суете, поэтому каждый человек должен найти свой способ, чтобы полноценно выразить себя и свою личность. 27

Современная хореография имеет множество стилей и направлений, большинство из них возникли благодаря балету или классическому танцу. Именно классический танец провозгласил танец высоким искусством, которое способно существовать самостоятельно без использования музыки, театрального искусства и т.д. Балет сформировал международную терминологию и педагогическую систему. И поэтому, системы изучения современных танцевальных направлений - не что иное как заимствованная балетная образовательная система. 12

Все существующие на сегодняшний день направления современной хореографии схожи между собой лексикой, музыкой, костюмом и другими выразительными средствами хореографии. Это объясняется тем, что современный танец еще находиться в стадии развития и поэтому направления современного танца еще не приобрели свою характеристику, четко отличающую ее от других танцевальных стилей существующих сегодня. Также стили современного танца имеют общие особенности в применении танцевального рисунка.

Модерн-танец - одно из направлений современной хореографии, зародившееся в конце 19-нач. 20 вв. в США и Германии. Название появилось как термин в сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Основные принципы: отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами. Основоположницей считается Айседора Дункан, также яркие представители Француа Дель Сарт, Жан Жак - Делькроз. 27 В современном танце модерн чаще всего используются самые простейшие виды танцевального рисунка: линия, круг, полукружье, ряд, колонна, квадрат, «расчески» и т.д. Это обуславливается тем, что в танце данного направления больший упор делается на технику исполнения, а не на композиционное перестроение в нем.