Изготовление художественных витражей в различных техниках

отчет по практике

3.3 Пленочные витражи

Пленочные витражи выполняются по новейшей технологии, разработанной в середине прошлого века, с использованием современных материалов для витражей. Данная техника изготовления витражей подразумевает применение разноцветных полимерных пленок, имитирующих цветное витражное стекло. Пленочные витражи относительно наборных витражей имеют меньший вес, так как они выполняются на цельном полотне основы, без дополнительных крепежей. Такие изделия наиболее безопасны в эксплуатации и имеют низкую стоимость, что делает их популярными среди потребителей.

История пленочных витражей напрямую связана с историей XX века. Война, пронесшаяся над миром в сороковых годах прошлого века, оставила после себя колоссальные разрушения: многие города и поселки лежали в руинах. Для их скорейшего восстановления потребовались новые технологии, позволяющие быстро и качественно возводить красивые здания.

Красота любого сооружения зависит равным образом от его архитектуры и внешней и/или внутренней отделки. Одними из самых красочных элементов оформления различных строений на протяжении многих столетий были витражи. Однако в связи с боевыми действиями многие стекольные заводы и витражные мастерские в Европе были разрушены, и для их реконструкции требовалось большое количество времени.

При этом архитекторам той эпохи требовалось украшать свои творения. В условиях послевоенного времени это была непростая задача. Ее решение было найдено сотрудниками английского семейном предприятия North Western Lead Co, созданного в 1946 году в пригороде Манчестера, ныне известного как Decra Led. Ими был создан новый полимерный материал, коэффициент светопреломления которого был равен коэффициенту преломления света у лучших марок стекла - полиэфирная пленка. К исходным веществам в процессе производства можно было добавлять красители и получать на выходе пленки различных цветов.

Параллельно был разработан клей, не задерживающий свет, предназначенный для фиксации пленки на стеклянных поверхностях. Он наносился на обратную сторону пленки тонким слоем, который защищали специальной бумагой. Так стали производить самоклеющеюся пленку и такие же свинцовые ленты для витражей.

Пленочная технология изготовления витражей сразу стала пользоваться популярностью: украсить свой дом теперь стало возможным и простым обывателям, не прибегая к услугам профессионального декоратора. У людей, не являющихся художниками, появилась возможность самостоятельно украшать различные предметы интерьера или мебели

Новая технология оказалась востребована и в мастерских по изготовлению витражей: она значительно удешевляла стоимость работы и позволяла изготавливать витражные композиции всевозможных форм и размеров. Технология изготовления полиэфирных пленок была собственностью английской фирмы вплоть до середины 70-х годов прошлого века, но в связи с утечкой информации она стала известна американским бизнесменам. В настоящее время витражные пленки изготавливаются в различных странах по всему миру.[2]

Использование разноцветной пленки Decra Led (либо других производителей) позволяет с точностью имитировать дорогостоящие витражные техники, например, Тиффани, а также дает чудесную возможность с минимальными затратами оригинально украсить любой интерьер красочными композициями на окнах, дверях, потолках, перегородках и мебельных фасадах.

Выполнение пленочных витражей представляет собою последовательный процесс, складывающийся из следующих этапов:

? изготовления шаблона витража в соответствии с утвержденным рисунком (рис. 4);

? очистка стеклянной основы витража от пыли и ее обезжиривание при помощи специального средства;

? размещение шаблона витража под горизонтально размещенной основой;

? из разноцветных пленок, помещенных на лицевую сторону основу, вырезаются элементы изображения в соответствии с шаблоном витража;

? с тыльной стороны пленки снимается защитный бумажный слой, а саму ее смачивают водой;

? подготовленные элементы рисунка наклеиваются на стеклянную основу соответственно эскизу;

? пленка выравнивается при помощи резинового валика и специального отжима для удаления излишков воды;

? каждый элемент изображения обрезается и выравнивается по контуру, и между составными частями рисунка обязательно оставляются зазоры;

? в соответствии с эскизом витража на свободную поверхность стекла в зазорах наклеиваются бевели при помощи ультрафиолетового клея, которые впоследствии фиксируются свинцовой лентой;

? по ходу зазоров наклеивается свинцовая лента, одновременно прикрывая пленку и стекло, тщательно фиксируя ее при помощи резиновых валика и отжима;

? излишки свинцового профиля обрезаются по линиям рисунка;

? на последнем этапе свинцовая лента протирается оксидирующей жидкостью, которая придает ей соответствующий цвет.

Яркость красок наборного витража из полимерной пленки, его особый рисунок с мельчайшей детализацией поможет подчеркнуть правильно подобранная подсветка.

Как правило, она бывает трех типов:

? внутренняя;

? внешняя;

? торцевая.

Организация этих типов подсветки производится с использованием следующих видов ламп:

1. Галогеновых точечных ламп. В этом случае получается мягкое рассеянное освещение накладного витража. В основном используется для внешней подсветки небольших фрагментов.

2. Люминесцентных ламп. Обеспечивается более равномерное яркое и интенсивное освещение псевдовитража.

3. Неоновых трубок. Лампы синего, зеленого или красного цвета обеспечат цветовое насыщение фона витражного полотна, не заполненного пленочным рисунком.

4. Светодиодных ламп на ленте. Подсветка этого вида имеет очень длительный срок службы. Степень яркости свечения светодиодов легко регулируется. Это дает возможность использовать подсветку для различных целей, например, витраж может стать источником освещения. В этом случае примерно 65 - 70% стекла с витражом должно быть прозрачным, без пленки.

Каждый из данных видов ламп имеет низкое энергопотребление, долгий срок службы. Сравнить другие характеристики подсветок, их достоинства и недостатки можно в разделе витражи с подсветкой.

Ухаживать за пленочным витражом нужно очень тщательно.

1. Пыль и грязь на гладкой поверхности стекла видны в первую очередь, поэтому повседневная очистка производится специальными мягкой тканью и моющими средствами по уходу за стеклом.

2. Следует избегать щеток, агрессивных моющих средств и средств с абразивными включениями во избежание повреждения полимерной пленки.

3. Не рекомендуется чрезмерное увлажнение такого витража.

Актуальность изготовления пленочных витражей неизменна, поскольку декор, созданный в этой технике, имеет ряд существенных преимуществ. Однако в сравнении с другими наборными техниками можно найти и недостатки (таб. 3).

Таблица 3. Преимущества и недостатки изготовления пленочных витражей Decra Led.

Достоинства

Недостатки

низкая стоимость

меньшая долговечность (10-20 лет)

широкая сфера применения

требовательность к режиму влажности и яркости естественного освещения

малый вес

меньшая художественная ценность

возможность комбинации с любыми витражными техниками, дополнения бевелсами или фацетами

большая прочность по сравнению с наборными витражами

допускаются мелкие элементы, а также обладающие сложной формой или острыми углами

низкая стоимость

Делись добром ;)