logo
Ирландия

Историко-экономический очерк

Древнейшим коренным населением Ирландии считаются иберские племена, родственные аборигенам Пиренейского полуострова. В IV в. до н. э. в Ирландии появились раз-личные кельтские племена (гойделы, белги и бритты), получившие общее название гэлов. Таким образом, этниче-скую основу ирландского народа составили иберские и кельтские племена, к которым в дальнейшем присоедини-лись датские и особенно английские элементы. Гэльское название ирландской столицы «Бейл ата клот» означает «город на переправе с препятствиями».

Кельтские племена вплоть до английского завоевания в XII в. жили родовым строем. Право владения землей, а также вообще управление и уклад жизни гэлов опреде-лялись законами брегонов (брегоны--судьи в гэльском об-ществе). Законы брегонов являются одним из наиболее ценных памятников кельтской культуры, тем более что брегоны обязаны были вести запись событий -- своеобраз-ное подобие летописи.

Начиная с VIII в. Ирландия подвергалась частым, но кратковременным вторжениям датчан. Последние основы-вали на берегах Ирландии небольшие морские форты и по-селения, из которых развились впоследствии важнейшие портовые города Ирландии -- город Дублин, название которого -- «черная заводь»,-- видимо, пошло от темных вод реки Лиффи., Корк, Лимерик, Бантри, Уэксфорд и Уотерфорд. Датские города стали основными центрами торговли, в то время как Дублин был адми-нистративным центром норманнских владений в Ирландии и главным пунктом связи со Скандинавией.

Основное сражение, решившее исход дела, произошло 23 апреля 1014 г. при Клонтарфе, недалеко от Дублина. Датчане были разбиты и оставили остров. Битва при Клонтарфе считается симво-лом победы ирландского народа над иностранными за-хватчиками. Ирландский народ глубоко чтит память об этой битве. Она воспета в многочисленных сказаниях и поэмах. Впоследствии датчане неоднократно совершали набеги на Ирландию, но они уже не имели успеха.

После битвы при Клонтарфе, которая принесла освобо-ждение от ига датчан, в стране, несмотря на постоянные междоусобные войны, наступил период расцвета культуры, ремесел и торговли. Ирландия имела торговые связи со всей Европой. Ее порты, особенно Дублин, посещали ино-странные купеческие суда. Дублин, Уэксфорд, Голуэй и другие города Ирландии вели оживленную торговлю лесом, зерном, шкурами, шерстью и цветными сукнами, имели собственный торговый флот.

Междоусобные войны ирландских вождей значительно облегчили англичанам начальный этап завоевания, послу-жив поводом для первой их экспедиции и первого утвер-ждения в Ирландии.

К началу XI века норманны владели обширными районами в Ирландии, но их господство было сломлено в битве при Клонтарфе в 1014 году королем Манстера Брайаном Бору, именовавшим себя «императором Ирландии». Однако прошло более полутораста лет, и на Ирландию двинулись английские полчища, и на восемь долгих мучительных столетий она попадает под иностранное иго…

В 1153 г. Генрих II, договорившись с папой Адрианом IV, предпринял поход в Ирландию под предлогом реформации ирландской церкви. И в 1171 году на ирландскую землю вступили английские войска. Они захватили Дублин, Уэксфорд и Уотерфорд, продвигаясь от побережья вглубь стра-ны и строя на своем пути крепкие замки, многие из которых сохранились до наших дней: в Мейнуте, Триме, Карлингфорде и других местах. Немалую помощь иностранным поработите-лям оказала верхушка католической церкви Ирландии, всту-пившая в сговор с английским королем.

В1215 году по рас-поряжению английского короля в Дублине был построен замок.

Об этом замке, куда сейчас водят иностранных туристов любоваться картинами, коврами и канделябрами, ирландцы отзываются весьма сдержанно. В свое время там размещалась резиденция английских правителей, а рядом -- штаб-квартира тайной полиции. Комнаты замка обагрены кровью вождей восстания 1916 года в Дублине.

В XIII веке сопротивление ирландцев возросло, и к 1500 году под властью англичан осталась лишь узкая полоса на вос-точном побережье. Через полвека король Генрих VIII разбил разрозненные силы ирландских кланов и провозгласил себя королем Ирландии, а его дочери Елизавете удалось установить контроль над всем островом. Известный английский поэт Эдмунд Спенсер так описывал увиденное им в Ирландии во времена правления Елизаветы: «Они (местные жители) выгля-дели как анатомия смерти, выползая из болот и лесов на чет-вереньках, потому что их не держали ноги».

С первых же шагов на ирландской земле колонизаторы взяли курс на лишение коренного населения всех прав. Когда в конце XIII века был сформирован первый ирландский парла-мент, право заседать в нем получили только выходцы из Анг-лии. В то же время в Лондоне опасались, что новые поселенцы могут попасть под влияние ирландцев, и в 1366 году были приняты так называемые законы Килкенни против англичан. Англичанам, посе-лившимся в Ирландии, запрещалось «перенимать манеры, моду и язык ирландских врагов», жениться на ирландских де-вушках, пускать в дом ирландских поэтов и музыкантов. Если становилось известно, что англичанин говорит по-ирландски, его лишали земли.

Центром сопротивления ирландцев иностранному владыче-ству был Ольстер, и только в 1603 году английские войска су-мели нанести поражение объединенным силам ирландцев под командованием Хью ОДоннелла и Хью ОНейла в битве при Кинсейле.

С 1608 года английская корона начинает раз-давать земли в Ольстере англичанам и шотландцам, бравшим обязательство селить на этих участках крестьян-протестантов. Такая политика, получившая название «плантации», встрети-ла решительное сопротивление ирландцев и вызвала ряд вос-станий, крупнейшее из которых произошло в 1641 году. Оно было жестоко подавлено «железнобокими» Кромвеля, и их ка-рательные экспедиции сократили население Ирландии с полу-тора миллионов до 616 тысяч человек.

В 1689 году король Яков II Стюарт, изгнанный из Англии, высадился в Ирландии, где рассчитывал заручиться поддерж-кой единоверцев-католиков в борьбе за престол. Однако попыт-ка взять город Дерри после 105-дневной осады провалилась, и в битве при Бойне 12 июля 1690 года армия Якова II была разбита войсками герцога Вильгельма Оранского, «защитника протестантской веры».