Искусство и религия как социокультурный феномен

реферат

1.2.1 Структура религии

Религию можно представить как систему, состоящую из взаимодействующих элементов, среди которых основными являются: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозная организация.

Религиозное сознание центрируется вокруг акта веры в существование священной реальности. В нем можно выделить два уровня: ментальный, или психологический (переживания и установки действительно, а не номинально верующих людей), и концептуальный, или идеологический (более или менее рационализированные представления о Священном, о нормах взаимодействия с ним, иначе говоря, вероучение и религиозная мораль). В некоторых религиозных традициях разработкой их концептуальной части занимаются специальные теоретики веры, богословы (теологи).

Религиозная деятельность есть активность верующих по выражению своего отношения к священной реальности. Это деятельность бывает внекультовой и культовой. Внекультовая деятельность развивается по поводу Священного. К ней можно отнести, например, написание богословских сочинений, миссионерство (проповедь своей религии с целью приобретения новых ее сторонников), изготовление предметов культа, и т.д. Но гораздо важнее второй тип религиозной деятельности, поскольку она непосредственно обращена к Священному, служит поддержанию связи с ним. Культовые действия могут быть:

а) магическими (лат. magia - колдовство), с помощью которых человек овладевает силами Священному, заставляет их служить ему;

б) символическими (греч. simbolon - знак; symballo - соединяю, сравниваю), т.е. такими, с помощью которых человек напоминает себе о священной реальности;

в) мистическими (греч. mistikos - таинственный), т.е. такими, с помощью которых человек вступает в непостижимо близкую связь со Священным, вплоть до "растворения" в нем.

Религиозные действия (посты, молитвы, таинства и т.д.) составляют основу религиозного культа (лат. cultus - почитание). Чтобы его осуществлять, бывают нужны и храмы, и предметы культа (священная утварь, облачения священнослужителей и т.д.), и специально подготовленные люди, служители культа (жрецы, священники, проповедники и т.д.).

Есть религии с довольно упрощенным, минимизированным культом. Но в целом роль культа в религии велика, даже если не признавать за ним возможность устанавливать связь со священной реальностью. Культ определенным образом упорядочивает, регулирует жизнь верующих, наполняет ее высоким смыслом. Люди радостно переживают свою причастность важному коллективному делу. Они ощущают свою близость (пусть и иллюзорную) к источнику сверхчеловеческого могущества и, соответственно, свою защищенность. Культ разнообразит жизнь верующих праздниками и зрелищами, доставляя им и чисто эстетическое наслаждение.

В-третьих, все более или менее развитые религии предполагают создание различных религиозных организаций - культовых и внекультовых - на основе совместной религиозной деятельности верующих. Выделяют обычно три основных типа религиозных организаций.

Церковь (греч. kyriake - дом Господень) - обычно крупная религиозная организация, существующая достаточно давно, принадлежность к которой определяется, как правило, традицией. Для церкви характерны отсутствие строгого и постоянно контролируемого членства, деление приверженцев на духовенство (служителей культа) и мирян, централизация управления.

Секта (лат. secta - учение, направление, школа) - религиозная организация тех, кто откалывается от какой-то церкви и противостоит ей. Секта отличается замкнутостью, плотным контролем за своими членами, активной миссионерской работой. Институт священства в секте отсутствует, подчеркивается равенство всех верующих. Лидерство обычно считается харизматическим (греч. charisma - божий дар, благодать), обусловленным исключительными качествами лидера.

Крайнюю разновидность сектантской организации, отличающуюся наиболее жесткой внутренней дисциплиной, фанатизмом своих сторонников, агрессивным отношением к внешнему миру, называют тоталитарной (лат. totalitas - цельность, полнота) или деструктивной сектой.

Переходный между сектой и церковью организационный тип, сочетающий в себе признаки первых двух, называют деноминацией (лат. denominatio - переименование). Для деноминации не характерен сектантский изоляционизм, но в ней сохраняется строгий учет членства. Она тяготеет к централизации управления и профессионализации культа при том, что отрицается деление верующих на священников и мирян.

Делись добром ;)