Использование основных закономерностей цветоведения при создании декоративного натюрморта

курсовая работа

1.2 Графические поиски композиции натюрморта

Поиски мотива натюрморта заключаются в создании множества зарисовок с натуры в виде форэскизов, а также с постановки собственных композиций (рис.1). Постановка натюрморта играет большую роль. Необходимо руководствоваться конкретным замыслом, придерживаться определенного стиля. Натюрморт нужно «собрать» так, чтобы он был понятен, имел характерную особенность, композиционную зацепку, повод или мотив для переработки и стилизации.

Рис. 1.

Старайтесь максимально разнообразить эскизно-поисковый этап работы.

Начинать выполнение практического задания необходимо с внимательного анализа. Нужно изучить постановку с разных точек зрения, так как неожиданный ракурс может натолкнуть на композиционную идею.

На этом этапе важно делать быстрые этюды в цвете конкретных постановок, чтобы зафиксировать колористическое впечатление от натюрморта.

Выполняются графические поиски композиции натюрморта, ее фрагментов или отдельных предметов (рис.2).

Рис. 2.

После того, как ориентировочный стиль пластики определился, делаются композиционные варианты постановки в целом.

При работе над декоративным натюрмортом важно использовать базовые знания теории композиции. То есть основные принципы организации декоративной композиции, виды равновесия, соотношения форм.

С помощью композиционных средств можно передать на картине события, имеющие протяжённость во времени, то есть происходящие не одновременно, а одно за другим. Основная отличительная особенность декоративного изображения от реалистического состоит в том, что цвет предмета может быть дан без учёта света и тени, возможен даже полный отказ от реального цвета. Важно, чтобы с его помощью создавался художественный образ.

Свойство декоративной композиции - декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определенной меры условности изображения. Умелое обобщение формы нисколько не вредит выразительности. Отказ от второстепенных подробностей делает более заметным главное. К положительным результатам ведёт не только строгий отбор главного, но и некоторая недосказанность, ассоциативность эмоционально-образного решения темы.

А также нужно обратить внимание на ритм, членение плоскости и другие приемы, которые помогут достичь выразительности в декоративном натюрморте, подчеркнуть его статичность или динамику.

Ритм -- это равномерное чередование размерных элементов, порядок сочетания линий, объемов, плоскостей. Он присущ различным явлениям и формам природы, трудовым процессам и т. д.

Когда мы смотрим на неподвижное изображение на том или ином сооружении (орнаментальный фриз) или на предмете (орнамент на вазе (рис.3)), с чередованием каких-либо повторяющихся элементов, плоскостных, объемных, линейных, ощущение ритма дает восприятие условного движения, глаз наш как бы следует за этим размерным повтором элементов.

Рис. 3.

Используйте в работе всевозможные виды стилизации и трансформации форм (рис. 4).

Рис. 4.

Любой объект натюрморта может быть переработан фантазией и способностью подметить характерное; можно утрировать природную форму, доведя ее до предельной остроты. Важно при этом исходить из особенностей конкретного объекта, нецелесообразно, например, круглую форму заменять на квадратную и наоборот (рис. 5).

Рис. 5.

Можно передвигать предметы, создавая декоративную композицию, увеличивать или уменьшать их количество, вводить дополнительные объекты, драпировки для заполнения пространства, но главное - сохранить суть и узнаваемость постановки (рис. 6).

В декоративной композиции используют условную трактовку форм, выразительность силуэта, контуров и линий.

Условность в декоративной композиции проявляется и в трактовке цвета. Цвет является важнейшим компонентом декоративного образа. Декоративная роспись может быть без светотени, блика и рефлекса. Многие произведения характеризуются сочетанием насыщенных цветов. Цвет реального предмета может быть заменен символическим. Таким образом, упрощенность рисунка и декоративность цвета влияют на характер композиции.

Возможно изменение соотношений пропорций как внутри одного предмета, так и между несколькими.

Рис. 6.

Допускаются различные условности: предметы можно располагать на условной плоскости, преломлять их форму, изгибать и наклонять в стороны, подвешивать в воздухе. Перспектива в натюрморте также может быть изображена достаточно условно (рис. 7). Натуральные ракурсы нужно превращать в композиционно осмысленные развороты формы. Все приемы должны работать на выявление выразительности композиции и предметов в ней.

Рис. 7.

Делись добром ;)