logo
"Корейская волна" в контексте взаимодействия культур Востока и Запада

1.3 Политика Южной Кореи в сфере культуры

«Корейская волна» является ярким примером создания успешного имиджа государства посредством применения такой формы политической власти как мягкая сила (англ. soft power). Этот термин, введенный американским политологом Джозефом Наем, подразумевает способность той или иной страны добиться желаемых результатов и усилить свое влияние на международной арене, создавая положительный образ благодаря использованию культурных и политических ценностей и институтов, притягивающих внимание иностранцев. «Согласно определению Ная, мягкая сила есть особый ресурс государства, образуемый тремя факторами:

· культурой страны;

· политическими принципами и установками государства;

· внешней политикой государства» [23, с. 435].

Используя политику мягкой силы, Южная Корея активно распространяет свою национальную культуру. «Если прежде главным орудием подчинения одного народа другому, одной цивилизации - другой было насилие, то сегодня главным орудием сделался соблазн» [17, с. 13]. Привлекательный образ государства помогает оживлению экономики, росту влияния на мировую политику и др. способам достижения собственных интересов без применения насилия к другим народам. Для Кореи, не обладающей богатым запасом природных ресурсов, повышение статуса своей страны стало одной из важнейших задач.

Как известно, с 1945 по 1948 гг. Республика Корея находилась под сильным политическим и экономическим влиянием Америки, что порождало у корейцев страх ассимиляции национальной культуры. Однако глобальный капитализм в сочетании с корейской культурой образовали нечто новое - корейцы создали синтез национальной культурной специфики и американского маркетинга для продвижения собственных культурных продуктов на мировой рынок [см.: 37, с. 3-18].

В процессе создания национального бренда активное участие принимали чеболы (кор. Аз№ъ) - финансово-промышленные торговые группы, основывающиеся на семейном бизнесе и капитале: LG, Hyundai, Samsung. Именно этот конгломерат компаний правительство Южной Кореи привлекло к вложению существенных инвестиций в индустрию развлечений на этапе ее становления и развития. Созданное в 1994 г. с целью продвижения корейской культурной медиа-продукции на мировую арену Бюро по культурной индустрии успешно осуществило план развития данной отрасли. Основными продуктами современной корейской культуры стали такие явления как Korean Pop и Korean Drama, которые будут рассмотрены далее.