Итальянские библиотеки в эпоху Возрождения

курсовая работа

1.3 Расцвет литературы в эпоху Возрождения

История литературы Возрождения, как и всей культуры Ренессанса, начинается в Италии. В начале XVI в. провозвестником ее стал великий поэт Данте Алигьери (1265-1321). В своих философских сочинениях и величайшей поэме "Божественная комедия" он отразил все сложности миросозерцания человека переходного периода, который уже ясно видит будущее новой культуры.

Подлинным зачинателем Ренессанса является Франческо Петрарка (1304-1374), в творчестве которого определился поворот к новой культуре и иным духовным ценностям. Именно с его деятельности началось воссоздание античной культуры, изучение литературных памятников, поиск античных рукописей. Петрарка был не только ученым, но и видным философом, политическим деятелем, фактически первым в истории Европы интеллектуалом. Он поставил знание на такую высоту, что в 1349 г. был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии в Риме, подобно античным героям.

Петрарка создал новую систему мышления, определил все представления о человеке Ренессанса, был видным филологом, совершенствовал латинский язык. В своих латинских произведениях он опирался на античную традицию, в духе Вергилия писал эклоги, в духе Горация - Стихотворные послания.

Младший современник и друг Петрарки, Джованни Боккаччо (1313-1375), был его продолжателем. Его литературное наследие достаточно разнообразно: писатель обращался и к традиционному жанру куртуазного романа и классическому эпосу. Боккаччо создал ряд произведений в новых жанрах: ему принадлежит роман в прозе и стихах "Комедия флорентийских нимф", положившая начало жанру пасторали. В истории литературы он остался, прежде всего, создателем жанра ренессансной новеллы, знаменитого сборника "Декамерон".

В новеллах автор дает широчайшую панораму жизненных ситуаций и явлений. Герои представляют все слои европейского общества, и все они высоко ценят земную жизнь. Человек Боккаччо бесстрашен, он стремится покорить и изменить мир, настаивает на своей свободе чувств и действий и праве выбора. Его сочинения способствовали развитию итальянского литературного языка.

Литература XV в. связана была с развитием лирики в творчестве Анджело Полициано (1454-1494) и Лоренцо Медичи (1449-1492), для творчества которого характерны карнавальные песни, воспевающие радость жизни. Полициано принадлежит первая гуманистическая поэма, написанная для театра, "Сказание об Орфее".

Жанр новеллы получил в XV в. дальнейшее развитие. Поджо Браччолини (1380-1459) оставил сборник фацетий (анекдотов, по жанру близких к новеллам). В конце века жанр новеллы оказался связан с творчеством Томмазо (Мазуччо) Гвардато (ок. 1420-1476).

Значительное место в литературе итальянского Ренессанса занимает эпическая поэзия, питавшаяся сюжетами, почерпнутыми из рыцарских романов, и, прежде всего каролингского цикла. Лучшими образцами этой поэзии были "Большой Морганте" Луиджи Пульчи (1432-1484) и "Влюбленный Орландо" (1483-1494) Маттео Боярдо (1441-1494).

Высокое Возрождение в литературе Италии характеризовалось преобладанием классического ренессансного стиля, монументально-возвышенного, воплощающего гуманистические идеалы красоты и гармонии, откуда вытекала идеализация действительности. Оно связано, прежде всего, с именем Лудовико Ариосто (1474-1533), оставившего грандиозную поэму "Неистовый Роланд", ставшей одной из величайших вершин итальянского Ренессанса. Ариосто обратился к сюжетам рыцарских романов, посвященных паладинам Карла Великого и рыцарям Круглого Стола. Средневековые образы и ситуации обретают новый облик и получают новую трактовку: герои наделены чертами ренессансной личности, сильными чувствами, твердой волей и способностью наслаждаться жизнью. Поражает изобретательность и свобода автора в композиционном построении романа при общем гармоническом равновесии всего текста.

Для литературы Позднего Возрождения характерно сохранение сложившейся системы жанров, но в ней меняется многое (сюжеты, образы и т.д.), в том числе и идейная направленность. Крупнейшими мастерами новеллы этого периода стали М.Банделло (1485-1565) и Дж. Чинтио (1504-1573). И Новеллам Банделло и Ста рассказам Чинтио присущи предельный драматизм ситуаций, повышенный динамизм, неприукрашенное изображение изнанки жизни и роковых страстей. Новелла приобретает пессимистический и трагический характер.

Лирическая поэзия позднего Возрождения в Италии во многом связана с творчеством женщин. В стихах В. Колонны (1490-1547) и Г. Стампы (ок. 1520-1554) отразились драматические переживания и страсть. Совершенно особое место в литературе Италии Позднего Возрождения занимают стихотворные произведения великого художника Микеланджело, поэзия которого пронизана предельно трагическими мотивами.

Итальянские поэты и писатели эпохи Возрождения не только внесли исключительный, поистине эпохальный вклад в процесс формирования национальных литературных языков, но стали основоположниками современной лирики, романа и драмы как таковых.

Несомненно, эпоха Возрождения останется одной из величайших эпох человечества, без которых невозможно было бы представить полноценное развитие общества. А величайшие произведения искусства никого не оставят равнодушным. Чтобы представить Возрождение полностью, нужно рассмотреть еще один институт культуры - библиотеку, которая открывается для читателей. Также она становится хранилищем уникальных памятников письменности прошлого.

Делись добром ;)