Итальянский оперный театр XIX века

курсовая работа

1.1 Биография

Джоаккино Россини родился 29 февраля 1792 года в городе Пезаро в семье городского трубача и певицы. Получив начальное образование, будущий композитор начал свою трудовую жизнь в качестве подмастерья кузнеца. В раннем возрасте Россини переехал в Болонью - тогдашний центр провинциальной музыкальной культуры Италии.

В 1806 году, в возрасте 14 лет, он был избран членом Болонской академии наук и в том же году поступил в музыкальный лицей. В лицее Россини овладел профессиональными знаниями. Большое влияние на него тогда оказало творчество Гайдна и Моцарта. Особый успех в его обучении наблюдался в области техники вокального письма - культура пения в Италии всегда была на высоте.

В 1810 году Россини, окончивший лицей, поставил в Венеции свою первую оперу "Вексель на женитьбу". Через год после этого спектакля он стал известен всей Италии и с тех пор посвятил свое творчество музыкальному театру.

Через шесть лет он сочинил "Севильского цирюльника", который принес ему славу.

Россини было всего тридцать лет, когда его имя стало известно по всему миру, а музыка стала неотъемлемой частью XIX столетия. С другой стороны вплоть до 1822 года композитор безвыездно жил на родине, а из 33 опер, написанных им в период с 1810 по 1822гг., лишь одна попала в мировую музыкальную сокровищницу.

В ту пору театр в Италии был не столько центром искусства, сколько местом дружеских и деловых встреч, и Россини не боролся с этим. Он привносил новое дыхание в культуру своей страны - великолепную культуру belcanto, жизнерадостность народной песни Италии.

Особенно интересными были творческие искания композитора в период между 1815 и 1820 годами, когда Россини пытался внедрить достижения передовых оперных школ других стран. Это заметно в его произведениях "Дева озера" (1819) или "Отелло" (по Шекспиру).

Этот период в творчестве Россини отмечен, прежде всего, рядом крупных достижений в области комического театра. Тем не менее, ему надо было развиваться далее. Большую роль в этом сыграло его непосредственное знакомство с новейшим искусством Австрии, Германии и Франции. Россини посетил Вену в 1822 году, и результатом этого стало развитие оркестрово-симфонических начал в последующих его операх, например, в "Семириаде" (1823). В дальнейшем Россини продолжал свои творческие поиски в Париже, куда переехал в 1824 году. Причем за шесть лет он написал пять опер, две из которых представляли собой переработку его прежних произведений. В 1829 году появился "Вильгельм Телль", написанный для французской сцены. Он стал одновременно и вершиной, и концом творческой эволюции Россини. После его выхода Россини в возрасте 37 лет перестал творить для сцены. Он написал еще две знаменитых вещи "Stabat Mater" (1842) и "Маленькая торжественная месса" (1863). Не понятно, почему в триумфе славы композитор решил уйти с вершин музыкального Олимпа, но бесспорно то, что Россини не принял новые направления в опере середины XIX столетия.

В последние десять лет жизни (1857-1868) Россини увлекся фортепьянной музыкой. С 1855 он безвылазно жил в Париже, где и умер 13 ноября 1868 года. В 1887 его прах был перевезен на родину.

1.2 Опера «Севильский цирюльник»

«Севильский цирюльник» -- высшее выражение россиниевского стиля в opera buffa -- написан на либретто Стербини по известной пьесе Бомарше. Произведение Россини вытеснило популярную до того оперу Паизиелло на тот же сюжет и переняло ее название. Первоначально опера Россини носила название «Альмавива или Тщетная предосторожность».

Из предшествующих комических опер Россини только «Итальянка в Алжире» (1813), а из последующих «Золушка» (1817) в известной мере приближаются к «Севильскому цирюльнику», хотя они и не обладают присущими этой опере единством стиля и совершенством формы.

«Севильский цирюльник» написан в неправдоподобно короткий срок -- примерно за двадцать дней. Это нельзя объяснить только изумительной легкостью, с которой обычно творил Россини. Не исключено, что (как предполагал Верди) большая часть музыки была уже создана в воображении композитора до того, как он практически приступил к записи. Однако не следует недооценивать еще одну возможность. В неимоверной быстроте, с которой была сочинена опера, вне всякого сомнения, значительную роль сыграли и прочные связи ее драматургии с художественной манерой, издавна установившейся в итальянском музыкальном театре. И в самом деле, «Севильский цирюльник» -- блестящий пример сочетания старинных, прочно установившихся традиций с новаторскими приемами современности.

Комедия Бомарше, одного из наиболее ярких представителей культуры предреволюционной Франции, была подвергнута существенной переработке. В либретто россиниевской оперы нет ни философской риторичности, ни социальной сатиры, которые придавали в свое время произведению французского драматурга заостренную политическую актуальность.

В музыке «Севильского цирюльника» мало душевной взволнованности, психологичности, ясно проявившихся уже в новом романтическом искусстве современников Россини. В соответствии с традициями итальянской комической оперы, либреттист и композитор максимально демократизировали сюжет, развили и усилили все его комические моменты. Это чисто итальянская комедия -- одна из тех, про которые Стендаль говорил, что надо закрывать глаза на все нелепости и «только умирать от смеха и удовольствия».

Персонажи французской комедии приближены к действующим лицам итальянского народного театра. Показ определенных типов в комическом преломлении напоминает драматургию «комедии масок» (монах, ханжа, ученый, слуга, легкомысленная девица, одураченный старик).

Идейный замысел оперы Россини -- прославление предприимчивости и смелости и осмеяние косности, тупости и лицемерия -- перекликается с типичным содержанием излюбленного национального театра Италии и облекается в близкую ему драматургическую форму.

И, однако, при всей связи с искусством прошлого, «Севильский цирюльник» принадлежит новой эпохе.

Россини не повторил, а обновил все музыкально-драматургические приемы старой opera buffa. Остроумие, яркость, блеск, пронизывающие музыку «Севильского цирюльника», были неведомы предшественникам Россини. Именно это новое эмоциональное качество и придает ей современное звучание.

Все огромное мелодическое обаяние композитора воплотилось в этом шедевре.

1.3 Опера «Вильгельм Телль»

В основе оперы -- одноименная трагедия А. Лемьера. Этот сюжет уже до Россини был использован в опере. Так, в 1791 г. был поставлен «Вильгельм Телль» А. Э. М. Гретри. Существует американская опера о Телле -- «Стрелки» («Швейцарские горцы») Б. Карра (Нью-Йорк, 1796). Опера Россини остается лучшим воплощением этой темы. Россини, горячо любивший свою родину, изображая жизнь швейцарцев, думал об Италии.

Действие оперы развертывается в 1308 г. в Швейцарии, над которой тяготеет владычество Австрии. Гнет невыносим, и гнев зреет в сердце народа. Олицетворением мужества, патриотизма и свободолюбия являются главный герой оперы -- стрелок Телль, старый крестьянин Мельхталь, горец Лейтхольд. Сын Мельтхаля Арнольд в тревоге: он любит австрийскую принцессу Матильду, сторонницу наместника Гесслера. Сначала Арнольд едва не совершает предательства -- для того чтобы стать мужем Матильды, он готов служить австрийцам, -- но затем под впечатлением трагической гибели отца, казненного по приказу Гесслера, присоединяется к швейцарцам. Телль вызывает особую ненависть наместника, который подвергает его жестокой душевной пытке, приказав сбить яблоко с головы собственного сына. Стрелок сбивает яблоко, но тиран замечает, что для него самого Телль приберег вторую стрелу, и смельчака арестовывают. Горцы готовятся поднять восстание. Буря настигает лодку Гесслера, который везет в темницу Телля. Тот опрокидывает лодку и, добравшись до берега, поражает Гесслера выстрелом из лука. Восстание охватывает Швейцарию. Власть австрийцев сломлена.

«Вильгельм Телль» занимает исключительное место в творчестве Россини: это такая же вершина среди его героико-патриотических опер, как «Севильский цирюльник» -- среди комических. Здесь обобщены искания композитора, достигнут синтез драматизма и лирики, мужественного пафоса и жанризма. «Телль» -- подлинно романтическое произведение, в котором, сохраняя верность итальянскому национальному характеру, певучей кантилене, Россини стремится воссоздать местный колорит, опираясь на подлинные швейцарские мелодии и ритмы. Впервые в оперном искусстве столь ярко была воплощена тема борьбы за свободу. Драматургия «Вильгельма Телля» строится на контрастном противопоставлении свободолюбивых швейцарцев и австрийских захватчиков. Многообразно и ярко раскрыты в музыке нарастание протеста, гнева, порыва к сопротивлению Композитор преодолел условные традиционные формы в партиях хора и основных героев (в меньшей степени оригинальны партии Матильды и Арнольда). С необычайным мастерством и выразительностью воплощены образы природы; они даны в неразрывном слиянии с жизнью людей. Пейзаж не только поэтичен и красочен, природа -- и могучая, грозная сила (сцена бури).

Успех спектакля в обстановке, насыщенной революционным настроением, был велик. Но вскоре вмешалась цензура, попытавшаяся путем переделки либретто ослабить взрывчатую силу произведения. Ни одна опера Россини не подвергалась таким частым и грубым искажениям. Имя героя оказалось ненавистно консерваторам, и Телль заменялся то тирольцем Андреасом Гофером, то шотландцем Валласом (Париж, 1836).

ГДАВА II «ВИНЧЕНЦО БЕЛЛИНИ»

Делись добром ;)