Культура России XIX века

контрольная работа

2. Общие черты развития художественной культуры

При Александре I в архитектуре доминировал стиль «империи» -- ампир. Его отличают крайняя простота линий при колоссальных размерах зданий. Первое монументальное здание времен Александра I -- Казанский собор (1801-1811) русского архитектора А.Н. Воронихина (1759--1814) положило начало крупным городским ансамблям на Невском проспекте.

Настоящим представителем нового русского стиля стал Тома де Томон (1760--1813), строитель Большого театра и Петербургской Биржи. А.Д. Захаров (1761 -- 1811) построил Адмиралтейство. Завершителем александровского стиля был Карл Росси (1775--1849). Именно он придал Петербургу монументальный вид, построил Михайловский дворец. АЛ. Монферраном (1786--1858) был построен Исаакиевский собор (1817--1857). На этом заканчивается петербургский архитектурный период с монументальными зданиями. От архитектуры начинают требовать практичности, которая раньше игнорировалась в пользу классицистических принципов древнего храма с колоннами и портиками.

В 30-х годах XIX в. правительство формально потребовало нового национального стиля. Заказ был исполнен архитектором К.А. Тоном (1794--1881). Русская архитектура обогатилась массой подражаний старой московской архитектуре. Квазивизантийский пятиглавый храм, победивший в XVII в. русский национальный, сам сделался теперь образцом национального стиля. Поиск русского стиля был связан как с простым копированием старинных русских форм, так и с формами совсем нерусскими (здание Исторического музея в Москве). Свое влияние на этот поиск оказала теория о происхождении русского стиля из восточного стиля (Политехнический музей в Москве), предпринимались не совсем удачные попытки приспособить старинные русские формы к потребностям современного общественного здания и т.д. Однако национальный стиль сохранился в архитектуре исключительно для декоративных целей.

Развитие русской живописи XIX в. характеризовалось отказом от жестких ограничений классицизма. Среди романтиков большую известность получил О.А. Кипренский (1782--1836), линия сентиментализма прослеживается в творчестве В.А. Тропинина (1776--1857). Истинным жанристом был А.Г. Венецианов (1780--1847).

Начинался поворот к реализму. В 1848 г. знаменитая картина П.А. Федотова (1815-1852) «Утро чиновника, получившего первый орден» («Свежий кавалер», 1846) на академической выставке удостоилась первой премии.

Академизм приобрел второе дыхание в творчестве Карла Брюллова (1799--1852). Его картина «Последний день Помпеи», академическая по приемам, была воспринята под знаком романтизма.

В 1863 г. тринадцать талантливых учеников академии отказываются изображать «Бога Одина в Валгале» (очередная тем«, заданная академией на золотую медаль). Они решают, что академия им больше не нужна, и подражанию великим образцам они предпочитают натуру, притом русскую натуру. Покинув академию, молодежь составляет «артель», сделавшуюся потом ядром «Товарищества передвижных выставок». На академических выставках им становится тесно, их привлекают «передвижные» выставки. Передвижники-- И.Н. Крамской(1837--1887), И.Е. Репин( 1844--1930), В.И. Суриков(1848-1916), В.Г. Перов(1833/ 34-1882), В.Е. Маковский (1846-1920), А.К. Саврасов (1830-1897) -- оказали огромное влияние на развитие русской реалистической живописи. Эпоха передвижников продолжалась до 90-х годов, затем их техника усложнилась. Передвижники сблизились с академистами. Они сами становятся объектом критики.

Конец XIX в. стал временем усиления интереса к новейшим течениям зарубежной живописи. Новое направление, ориентировавшееся на космополитизм, на более тесные контакты с заграницей, назвало себя «Миром искусства».

Группа художников, сплотившаяся вокруг журнала «Мир искусств», уже выступает как против академизма, так и против обличительных идей передвижников, видя свою цель в сближении с искусством Запада (А. Н. Бенуа, 1870--1960; К.А. Сомов, 1869--1939; Е.Е. Лансере, 1875-1946).

В 1900 г. проводится первая выставка «Мира искусств», русские художники участвуют в Парижской Всемирной выставке. В 1906 г. открывается знаменитая «Выставка Русского искусства», устроенная известным меценатом Сергеем Дягилевым (1872--1929), и почти одновременно начинаются прославленные га весь мир сезоны «Русского Балета». Иностранцы почувствовали в русских художниках выразителей чего-то нового, своеобразного и до сих пор неизвестного. Это неизвестное воспринималось преимущественно как экзотическое, хотя и «варварское», но оригинальное, заслуживающее внимания. Русское искусство стало модным.

Творчество В.Э. Борисова-Мусатова (1870--1905), испытавшего вначале сильное влияние импрессионизма, стало средством выражения особенностей национального мироощущения, отразило душевную мечтательность русского человека, его склонность к грусти, грезам, смутным предчувствиям, приблизившись тем самым к эстетическому идеалу экспрессионизма.

Близость русских художников к экспрессионизму, противостоящему импрессионизму, прежде всего в своем требовании -- рисовать душу, продемонстрировала выставка под названием «Голубая роза», которая состоялась в 1907 г. В декабре 1910г. и январе 1911 г. М.Ф. Ларионов (1881 -- 1964) организовал выставку под названием «Бубновый Валет», на которой была представлена кубистская живопись. В 1911 -- 1912 гг. им уже была устроена выставка под названием «Ослиный хвост», а в 1912--1913 гг. -- «Мишени», затем в 1914 г. последовала выставка без названия, а только обозначенная «№ 4», и еще одна выставка «футуристов, лучистое и примитивистов».

«Лучизм» Ларионова опирался на идею того, что с точки зрения науки мы воспринимаем не сам предмет как таковой, а сумму лучей, идущих от источника света. Поэтому и живопись должна изображать не видимые предметы, а некие формы, возникающие от пересечения в пространстве отраженных лучей. В поисках образцов упрощенной живописи, примитивов творцы нового искусства обратились к простонародному искусству: к русским кружевам, игрушкам, детскому рисунку, подносам и т.п. или к вывескам провинциальных маляров.

Конечно, только этого было недостаточно для того, чтобы сделать новое искусство подлинно национальным, но именно в таком качестве оно производило впечатление на иностранцев. Экспорт этого искусства дал всемирную славу «Русскому Балету» С.II. Дягилева.

Основное впечатление «Русского Балета», поразившее иностранцев, -- писал П.Н. Милюков, -- и сразу, без борьбы, завоевавшее их признание, -- это впечатление чего-то невиданного, чего-то переносившего зрителей из мира обыденности в мир волшебной сказки, впечатление экзотики.

Эта экзотичность во многом проявилась благодаря соединению модернистского новаторства с русской тематикой, подаваемой средствами, как простонародного примитивизма, так и неакадемического реализма, граничащего с натурализмом.

Делись добром ;)