Культурно-просветительная работа в СССР 60-70 годах

курсовая работа

1.2 Анализ культурно-исторического опыта организации культурно-просветительной работы в СССР

Со времен февральской революции 1917 года страна постоянно переживала сложное время предвоенных, военных и первых послевоенных лет, потребовавших невероятного напряжения всех сил народа. Объективно к культуре предъявлялись повышенные требования в интересах мобилизации населения, на решение возникших в стране сложных задач.

История культурно-просветительной деятельности в СССР проходило несколько этапов становления, среди которых, по мнению Е.В. Литовкина [10] в можно выделить пять этапов:

Первый этап (90-е годы XIX века) - зарождение культурно-просветительной работы. Возникновение практики, а затем и понятия «культурно-просветительная работа» было связано с развитием внешкольного образования как образовательно-просветительного явления.

Второй этап (1905-1920 гг.) развития культурно-просветительной работы -- деятельность досуговых учреждений профсоюзов, кооперативов, общественных организаций и учреждений внешкольного образования. Хронологические рамки второго этапа автор обосновывает тем, что в 1905 году появились первые клубы профсоюзов, кооперативов, которые рассматривали свою деятельность как культурно-просветительную, а внешкольную (образовательную) работу - в качестве её элемента.

Февральская революция 1917 года потребовала от новейшей власти выработки социально-культурной политики, основанной на демократических началах. С октябрьской революцией осуществлены мероприятия по созданию и развитию системы политико-просветительной работы. Сделаны новые органы управления образованием и социальной сферой. Идеология победившей власти реализовывались в области просвещения, внешкольного образования, социально-культурной деятельности.

В эти годы в стране происходило становление социалистической культуры, целью которой было достижение высоких результатов в сфере искусства в интересах широких народных масс путем четкого руководства со стороны государства, основанное на принципах коммунистической партийности. Все учреждения культуры стали рассматриваться как инструмент идеологического воспитания.

Третий этап (1920-1945 гг.) - культурно-просветительная работа как направление политико-просветительной работы. Определение хронологических дат этого этапа основано на том, что в первые годы советской власти это направление продолжало называться внешкольным образованием. Но наряду с этим термином использовался и термин «культурно- просветительная работа» для обозначения одного из направлений внешкольного образования. Профсоюзные, кооперативные и другие объединения продолжали называть свою досуговую деятельность культурно-просветительной работой.

На первом Всероссийском съезде по внешкольному образованию 6-19 мая 1919 года любительские театральные, музыкальные, хоровые, литературные и другие кружки имели название культурно-просветительных.

Постепенно происходило увеличение ассигнований на культурно-просветительскую работу. К середине 1920-х гг. появляются новые формы работы, например, вечера вопросов и ответов, вызвавшие большой интерес населения. В избах-читальнях развивается художественная самодеятельность, организуются драматические, музыкальные и другие кружки.

В 1923 г. создается общество «Долой неграмотность». В числе первых членов Общества были В.И. Ленин, Н.К. Крупская, М.И. Ульянова, А.В. Луначарский, председателем Общества с 1925 г. был М.И. Калинин. Несмотря на все трудности, переживаемые страной в 1920-е годы, Общество получало высокие государственные дотации. Его материальная база, помимо государственных дотаций, складывалась из добровольных взносов предприятий, учреждений, редакций газет, отчислений с патентов на право продажи некоторых товаров и продуктов, пополнялась членскими взносами и средствами от продажи значков, билетов на различные культурные мероприятия.

К концу 1925 г. Общество «Долой неграмотность» объединяло более полутора миллионов человек. Среди них были и искренние энтузиасты, и те, кто выполнял свои общественные обязанности в добровольно-принудительном порядке. (Этот порядок быстро стал правилом для всех направлений шефской работы в СССР последующих десятилетий. При этом принудительный характер все более и более превалировал). Основные силы Общества направлялись на работу в деревне, где создавались ликпункты, избы-читальни, избы-школы, в которых грамотные крестьяне обучали не грамотных односельчан.

В дальнейшем советское государство последовало примеру своего дореволюционного предшественника: ужесточило контроль за этим общественным объединением и слило его с государственными организациями.

Задачу приобщения народа к культуре, так или иначе решали и другие первые крупные советские общественные объединения: «Друг детей», национальные общественные объединения, Всероссийское Общество охраны природы, Российское Общество Красного Креста и особенно - Общество по борьбе с алкоголизмом, созданное в 1928 г. под лозунгом «Алкоголизм и социализм несовместимы!» [6, c. 124].

Основной формой приобщения населения к книге были избы-читальни и библиотеки, хотя книжный фонд их был очень скудный. В начале 1925 г. партийные и советские организации стремились сконцентрировать имевшуюся у различных ведомственных организаций литературу в общедоступных библиотеках и избах-читальнях. Избы-читальни положили начало существования многих библиотек страны.

С середины 20-х годов в культурно-просветительской работе начинается активное использование кино. Результатом проводимой работы стала устойчивая сеть культурно-просветительских учреждений.

Страну обхватило воистину общее движение по организации клубных кружков: общеобразовательных, производственных, военных, рабкоровских, физкультурных, художественных и др. Выступления «синеблузников», «живгазетчиков», инсценированные суды и расширение работы с семьей и детьми.

В 30-е гг. происходит развертывание клубного строительства, развитие сети библиотек, парков, молодежных клубов, секторов по работе с детьми и т.д. Происходит активизация борьбы с религией, разрушение памятников храмовой архитектуры, проводятся социалистические соревнования за «обезбоживание» фабрик, сел, общежитий, введение запретов на профессии, борьба с «религиозными вредителями». Культурно-просветительные учреждения -- активные ассистенты партии и страны в усилении идейного контроля в борьбе с религией, кулаками, «врагами народа».

Четвертый этап (1945-1985 гг.) - культурно-просветительная работа как самостоятельная сфера. В 1945 году произошло реформирование политико-просветительной работы, которая была выделена из системы образования в самостоятельную сферу и стала называться «культурно-просветительная работа» [19, c.79].

В эти годы вели активную деятельность выдающиеся, весьма авторитетные в стране и мире представители творческой интеллигенции -- писатели, поэты, театральные режиссеры и драматурги, композиторы, артисты с различными взглядами на художественное творчество, представлявшие различные художественные школы и направления. Большинство из них являлись яркими творческими индивидуальностями.

Пятый этап (с 1985 г. по настоящее время) - культурно-просветительная работа как одно из направлений культурно-досуговой (до 1994 г.), затем социально-культурной деятельности. Благодаря учреждениям культуры значительно повысилось качество и эффективность культурно-просветительной работы, а театральное дело, ансамблевое и оркестровое исполнительство, гастрольная деятельность стали базой для подготовки специалистов этой сферы учреждений. Организовывали гастроли творческих коллективов из Москвы, Ленинграда, Киева, Свердловска, других городов, а также дальневосточных ансамблей красноармейской песни, военных театров, оркестров. Благодаря этому с достижениями мировой и отечественной музыки, театра знакомились не только крупные центры, но и отдаленные населенные пункты.

Таким образом, на всех этапах формирования культурно-просветительской деятельности в СССР, учреждения культуры сыграли важную роль в культурном просвещении масс и формировании новой пролетарской культуры. Для разъяснения идеологии и политики партии, эстетического воспитания активно использовались разные средства. Основную нагрузку несли клубы, библиотеки, ансамбли, театры. Очень популярны были самодеятельные кружки, в которых все желающие могли выявить и развить свой талант. Основной формой культурно-просветительской работы среди населения стали избы-читальни, клубы являвшиеся центрами культурной жизни и проводниками новой политики партийных органов.

В первые годы советской власти учреждения культуры, отдаленные от культурных центров, развивались стихийно. Отсутствовали материальная база, финансовая и материальная поддержка, ощущался дефицит кадров. Сотрудники в большинстве случаев работали на общественных началах. Нормативно-правовая база была несовершенной и устаревшей.

Делись добром ;)