Менестрельное движение в контексте современной культуры

курсовая работа

2.2 Характерные стилистические, жанровые черты и тематика творчества современных менестрелей

Говоря о тематике творчества современных менестрелей, многие исследователи жёстко делят её на два пласта - один из них связан с фэнтезийной, сказочной тематикой, другой - с общечеловеческими ценностями, вечными проблемами дружбы, верности, любви и.т.д. На основании этого наблюдения некоторые исследователи делают вывод о неправомерности целостного восприятия современного менестрельной культуры вообще, как пишет Иллет Некрасова, Наталия Владимировна - российская писательница, бард и переводчик. Участница ролевого движения., «есть термин для исполнителя из ролевой среды - менестрель. Нет, я понимаю, когда поется нечто а-ля исторический фон, но если исполнитель поет о десанте на Икарру-7 совместных сил нарнов и дрази? Какой, он, к Богу, менестрель?» [15]. Также, Канцлер Ги Котовская ,Майя Вячеславовна -- автор-исполнитель песен. Основатель, основной автор музыкального материала и «лицо» проекта «Брэган ДЭрт». пишет: «если в тексте песни содержится некая общечеловеческая коллизия - я отказываюсь понимать, что в ней такого особенного, специфически-«ролевого» [7]. Однако же, ролевая игра, на самом деле, зиждется не на фэнтезийных элементах, но на элементах реальной жизни, фэнтези в ролевой игре выступает декорацией на фоне которой разыгрывается вполне жизненное представление. Потому то и песни в рамках ролевой субкультуры могут быть, должны быть и есть - не только и даже не столько сказочными, эпатирующими публику диковинными названиями и сленговыми словечками, сколько говорящими о проблемах, понятных любому человеку. К тому же, жёсткое деление тематики менестрельной песни, о котором упоминалось - ошибка. Песни, тексты которых включают фэнтезийные элементы, рассказывают, в общем-то, о том же, о чём и песни, в которых этих элементов нет - но на другом, сказочном языке, вызывая у подготовленного слушателя понятийные ассоциации с определёнными реалиями миров фэнтези.

Чем же отличается менестрельная песня от бардовской? В тематической сфере различие довольно значительно: у бардов практически не встречается песен, написанных на сказочные мотивы, тогда как у менестрелей они занимают заметное место. В то же время, политическая сатира, которой пронизано всё творчество бардов у менестрелей не встречается вообще. Как ролевое, так и менестрельное движение дистанцируются от социальной и политической полемики.

Очень важной для менестрельной песни является старая романтическая тема странствий как некоего внутреннего поиска героя. Здесь надо заметить, что зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов. Соответственно, и странствия фэнтезийных героев - это не просто перемещения из пункта А в пункт Б, это этапы внутреннего пути героя. Тематика песен здесь берёт как, собственно, тему странствий определённого героя фэнтези, так и тему странствий некоего менестреля. Надо заметить, что в современной менестрельной культуре все песни, посвящённые менестрелям, посвящены именно странствующим менестрелям, что подтверждает последних, как идейную основу существования современных менестрелей. Среди остальных тем менестрельной песни - любовь, эстель Эстель (квенья) - слово, придуманное Дж.Р.Р.Толкином для обозначения идейной основы его мира - веры в эвкатастрофу (антитеза катастрофы, неожиданное изменение всего к лучшему) не обусловленной логическими рассуждениями., специфические фэнтезийные и средневековые темы, важное место занимает мотив памяти о каких-либо событиях. Это в определённой мере связано с бытующим в толкиновском фэндоме веровании в то, что мир, описанной Толкином, когда-то или где-то действительно существовал.

Жанровая палитра менестрельного творчества небогата, но имеет тенденцию к расширению. В первую очередь следует упомянуть песню: элегию (например, Шмендра «Неоконченные фразы из не начатых песен»), застольную песню (Руст «Бейте тарелки»), военную песню (Вантола «Барук Казад»), колыбельную (Линвен, Лора Бочарова «Колыбельная»), важное место занимает баллада (Саруман «На склонах Ородруина»). Ранее уже отмечалась сложная взаимосвязь истоков менестрельной культуры с театром (бардовская песня, как театр одного актёра, затем ролевая игра, как театр под открытым небом). В рамках менестрельного движения существуют и театральный жанр - рок-опера (например, Саруман Антон Круглов - известный менестрель и звукорежиссёр. «Последнее испытание»), существует так же опыт Линда Эреброса Михаил Костылев - российский менестрель. в жанре оратории - “Эльфийская Оратория” памяти Д.Р.Р. Толкина.

Важным отличием менестрельного движения от предшествовавшего ему бардовского является значительное расширение состава инструментов. Если барды аккомпанировали своему пению исключительно на гитарах, то в творчестве менестрелей также используется арфа, перкуссия, джембе, виолончель, электрогитара, кастаньеты, флейта, скрипка, синтезатор, изредка - фортепиано, симфонический оркестр, хор.

Стилистика произведений менестрелей происходит от цели менестрельного движения - создания правдивой и понятной музыки. Отсюда относительная простота использующихся форм и гармоний. Как и в бардовской культуре, основную смысловую нагрузку несёт слово, хотя роль музыкального сопровождения значительно повысилась, оно стало богаче и разнообразнее. В основном, в менестрельном творчестве используются привычные уху традиционные гармонии, ему чужд непонятный массам авангард. Мелодика произведений отражает их песенный склад, она удобна для голоса, имеет небольшой диапазон, содержит поступенное движение без широких скачков, распространены опевания. В военных песнях используется скандирование. Наиболее часто используются куплетная или сквозная формы. Несколько особняком в музыкальном плане стоят произведения группы Caprice, работающей в неоклассическом стиле.

2.3 Особенности распространения творчества менестрелей в массовой культуре

Итак, первым и очень важным местом публичного проявления менестрельной культуры стала ролевая игра. Первая же всесоюзная игра, ХИ-90 ХИ расшифровывается, как Хоббитские Игрища, включала в своей программе вечер эльфийской песни. Здесь важна как игровая песня, исполняемая от имени персонажа, так и песни, исполняющиеся вне игровых ситуаций, и составляющие важную часть атмосферы ролевой игры.

Другим местом проникновения менестрельной музыки в массовую культуру являются конвенты. В программу конвента обязательно входит музыкальный блок - концерты известных, не очень известных и совершенно незнакомых публике исполнителей, а также мероприятия, в которых могут принять участие все желающие -- сборные концерты и творческие мастерские, в рамках которых начинающие авторы и исполнители могут получить рекомендации и советы более опытных музыкантов.

Как и в других неформальных направлениях музыки, в менестрельном движении распространены наследники музыкальных салонов XIX века - домашние концерты, так называемые, «квартирники». Как правило, на них выступает небольшое количество музыкантов с акустическими инструментами. Слушателям предоставляется возможность более близко познакомиться с исполнителями, а музыкантам -- лучше узнать свою аудиторию. Создаётся непринуждённая обстановка, стирающая границы между выступающим и зрителем. Также на квартирниках могут устраиваться так называемые «джемы», когда собирается несколько музыкантов, которые импровизируют на заданную музыкальную тему. Существуют и поэтические квартирники, на которых поэты могут рассказать аудитории свои стихи, стихи других авторов, высказать своё мнение по поводу услышанного или прочитанного ранее.

Также менестрели дают сольные концерты в концертных залах либо клубах. Обычно это относится к наиболее известным музыкантам направления, таким, как Лора Бочарова, Тэм Гринхилл Наталья Игоревна Новикова - российский менестрель: певица, композитор и поэтесса, исполнительница авторской песни и фолк-музыки., Скади Людмила Смеркович - российский менестрель, педагог, директор школы., Шмендра Анна Ширяева - российский менестрель, филолог. и прочие.

Следует упомянуть о том, что в фэндоме многие менестрели известны не под своим «паспортным» именем, а под одним или даже несколькими псевдонимами. Эта традиция перекликается с средневековой традицией менестрелей брать себе звучные имена, как бы завлекающие публику на представление.

Важную роль для распространения творчества менестрелей сыграл активно развивавшийся на рубеже XX - XXI веков Интернет. Интересное наблюдение: низкий уровень качества (битрейта), а значит, и небольшой размер домашних записей менестрелей конца 90-х годов сделал их хорошо пригодными для использования в Интернете во времена, когда скорость соединения у большинства пользователей Сети была невысокой. Впрочем, тот же невысокий показатель технического уровня качества записей менестрелей стал препятствовать их распространению в эпоху высоких скоростей и насыщения Интернета высококачественными записями в других направлениях музыки. В целом, Интернет активно используется менестрельным движением, как для бесплатного распространения и обсуждения музыкального творчества, так и для его коммерческого распространения. В последнем большую роль играет сайт команды Fangorn Video и личные сайты музыкантов. Надо отметить, что некоторые менестрели (например, Тэм Гринхилл) негативно относятся к распространению своих работ в Интернете. Однако, распространение записей музыки в Интернете и даже популяризация их через Интернет, когда слушатель может не бывать лично на концертах музыканта в силу тех или иных объективных причин, но всё же иметь возможность пользоваться его творчеством; формирование интернет-сообществ любителей отдельных музыкантов и групп; формирование специфического интернет-фольклора, связанного с творчеством современных менестрелей - это всё знаки новой эпохи развития музыкальной культуры в целом и творчества менестрелей в частности.

Заключая, следует отметить относительную молодость движения и его активное развитие в сторону большего жанрового и стилистического разнообразия. Современное менестрельное движение имеет большие перспективы развития и представляет собой интересную и богатую тему для дальнейших исследований.

Делись добром ;)