logo
Место хореографии в средневековой Европе

2.1 Основа культуры

Основой культуры средневековья стало христианство. Несмотря на то, что возникла эта религия еще в пределах античности, она существенно отличалась от большинства религий древнего мира. Важнейшие особенности христианства заключались в том, что новая религия поставила на первое место ценности этического характера и провозгласила жизнь духовную как подлинную в противоположность жизни "материальной" как преходящей и греховной. Представление о том, что справедливость может быть достигнута лишь в жизни после земной смерти, еще раз подчеркивало несовершенство и суетность земной жизни и обосновывало необходимость руководствоваться ценностями идеальными, которые отражают жизнь истинную и вечную.

Несмотря на то, что христианство было оплотом и стрежнем всей средневековой культуры, она не была гомогенной. Достаточно четко она распадалась на три пласта, к которым впоследствии присоединился и четвертый. Уже в ХI-ХII веках европейское средневековое самосознание представило современную себе социальную структуру в виде трех групп: "те, кто молятся", "те, кто воюют" и "те, кто трудятся", то есть священнослужители, воины и крестьяне. С формированием городской культуры в результате роста и усиления городов в период зрелого и позднего средневековья появилась еще одна социальная сила - горожане, бюргерство. Каждая из этих четырех социальных групп средневековья создала свой культурный пласт, связанный с другими общностью идеологических и практических установок, но вместе с тем реализовавший эту общность в разных формах, отразив разные стороны христианского мировоззрения.

Средневековое крестьянство стало основным носителем и выразителем народной культуры. Складывалась эта культура постепенно на основе сложного и противоречивого соединения дохристианского мировоззрения с христианскими представлениями. Несмотря на то, что христианская церковь боролась с проявлениями язычества, народная культура сохранила множество элементов языческой обрядности, символики и образности.

Средневековое духовенство было, с одной стороны, весьма сплоченным и организованным - церковь имела четкую иерархию, с другой стороны - это было довольно неоднородное сословие, так как в него попадали представители разных уровней общества - и социальных "низов", и аристократических семейств. В соответствии с решающей ролью христианства духовенство во многом регламентировало культуру - и идеологически, и практически: на уровне канонизации художественного творчества. В этом смысле можно говорить об определенном влиянии культуры клерикальной на народную культуру и культуру светских феодалов. Вместе с тем нужно отметить и самостоятельную ценность культуры духовенства - ряд ее явлений имел исключительную ценность, как для средневековой культуры Европы, так и для судеб европейской и мировой культуры в целом. В первую очередь речь идет о деятельности монастырей, сохранявших и воспроизводивших многие культурные ценности.

В качестве еще одного самого позднего по времени формирования, культурного пласта средневековья следует назвать городскую культуру, отметив, правда, тот факт, что горожане представляли собой неоднородную в социальном смысле массу. Тем не менее, городскую культуру можно рассматривать в известной целостности как, так сказать, горнило, в котором выплавлялись основы культуры нового времени, соединяя традиционные христианские ценности и представления с реалистичностью и рационалистичностью, иронией и скепсисом в отношении сложившихся авторитетов и устоев.

Для формирования средневековой культуры весьма важной оказалась античная традиция, придавшая начальные импульсы развитию разных областей культуры. Это справедливо и в отношении философской и богословской мысли, освоившей важные идеи и принципы античной философии. Это относится и к искусству, которое иногда, очевидно, обращалось к античному опыту, как это было в романской архитектуре, в других случаях - формировалось в полемике с античной традицией, в противовес ей: так складывалась средневековая изобразительность.