logo
kulturol_posobie_Anokhina

В.О. Ключевский и его исторические лекции.

В.О. Ключевский известен как историк-профессионал конца XIXвека, который стремился проследить все этапы развития русской исторической науки и представить портреты ее выдающихся представителей.

Родился В.О. Ключевский 16 января 1841 года в Пензе. Детские годы его прошли в сельской местности, и он хорошо запомнил сельскую жизнь. Поступив в Московский университет, В. Ключевский заинтересовался историей, этому способствовали замечательные лекции профессоров-историков, С.В. Ешевского, Ф.И. Буслаева. Окончил университет, защитив дипломную работу на тему: «Сказания иностранцев о московском государстве», в которой описал климат страны, народонаселение, города, сельские и другие отрасли хозяйства. Его дипломная работа была высоко оценена, и Ключевского оставили при кафедре для подготовки к профессорскому званию. В 1865 году он успешно защитил магистерскую диссертацию. Ее тема: «Жития святых как исторический источник». В 1882 году – докторскую диссертацию «Боярская дума древней Руси».

Свою преподавательскую деятельность В.О. Ключевский начал в 1867 году. Он читал лекции по истории в Александровском военном училище, Московской духовной академии, Высших женских курсах, а с 1879 года – в Московском университете. Преподавательская деятельность захватила Ключевского с самого начала его самостоятельной работы и никогда его не отпускала. Он с интересом и знанием своего дела читал лекции по истории, привлекая своим мастерством большое количество слушателей. Над художественностью изложения и своим артистическим поведением во время лекций Ключевский много работал, вспоминая опыт учителей. Он читал лекции, не заглядывая почти в свои записи. Обязательным элементом в лекциях его были афоризмы и экспромты.

В 1908 году В.О. Ключевского избирают членом Академии наук по изящной словесности.

Ключевский в своей работе «С.М. Соловьев как преподаватель» пишет: «Учитель – что проповедник. Можно слово в слово записать проповедь, даже урок: читатель прочтет записанное, но проповеди и урока не услышит. Чтобы быть хорошим преподавателем нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

В 1902-1903 г. Ключевский приступил к подготовке "Курса русской истории» к печати. Концепция исторического процесса в России, отраженная автором «Курса» противостояла взглядам государственной школы русских историков второй половины XIXвека. Представители предшествовавшей русской школы истории создавали свои труды с систематическим изложением истории России, придерживаясь фактологического или проблемно-фактологического изложения курса истории. «Курс» Ключевского же был первой и до настоящего времени единственной попыткой проблемного подхода к изложению Российской истории.

В первой части «Курса» Ключевский пытался нарисовать облик русского народа. Он пытался объяснить влияние природы на психические черты россиян, сосредоточил внимание на многочисленные этнографические описание – 2-ой половины XIXвека. Он писал о сложении говора, о народных поверьях, характере освоения новых территорий, о хозяйственном быте. В своей работе Ключевский пишет: «Человеческая личность и природа страны – вот те основные исторические силы, которые строят людское общество». Как уже отмечалось, Ключевский большое внимание уделял народу России и его роли в историческом процессе. Он пишет: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения». В Европе нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого, чем русский народ.

Как уже отмечалось, большое место в лекциях Ключевский уделял проблеме личности. Он свой дар художника и актера использовал вовсе не для того, чтобы создать у слушателей и читателей только образ того или иного исторического лица. В этом у него были предшественники. Карамзин уделял много внимания личным характеристикам, Костомаров издал «Русскую историю в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Ключевский ставил перед собою другую задачу. По мысли Ключевского, для понимания исторического процесса необходимо было проследить типы людей прошлого и воссоздать их образы.

В описании личности особое место он уделял морально этическому облику человека например, в работах «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства» и «Добрые люди древней Руси».

В «Курсе русской истории» и в отдельных статьях В.О. Ключевский создал целую галерею образов царствовавших в России монархов: Ивана Грозного, царя Алексея Михайловича, Петра Великого, Екатерины II. В этих работах Ключевский показывает их роль и значение для Российского государства.

Множество работ В.О. Ключевского свидетельствует о его внимании к истории исторической науки. В университете он читал специальный курс по историографии, выступал с анализом творчества своих предшественников: Карамзина, Соловьева, Грановского, Буслаева и других.

Сейчас все больше возникает интерес к личности Ключевского как историка, критика, преподавателя. И в настоящее время его имя стоит в ряду крупнейших деятелей русской и мировой культуры.