logo
kulturol_posobie_Anokhina

Н.И. Костомаров и его исторические изыскания

Среди титанов исторической мысли XIXвека, рядом с Н.М. Крамзиным, С.М. Соловьевым, В.О. Ключевским, видное место занимает Николай Иванович Костомаров. Творчество русско-украинского ученого историка и археографа, поэта и просветителя оказало большое влияние на духовное развитие современников и долго еще будет жить в памяти благодарных потомков.

Николай Иванович Костомаров родился 16 мая 1817 года. Очень рано он понял, что должен быть образованным человеком, а для этого необходимо окончить университет. После окончания гимназии, в 16 лет, Костомаров поступает на историко-филологический факультет Харьковского университета, где параллельно с основными предметами изучает очень серьезно языки. В 1837 году он отлично сдает выпускные экзамены и получает кандидатскую степень. Еще со студенческих лет Н.И. Костомаров увлекся историей. «История сделалась для меня любимым до страсти предметом. Я читал много всякого рода исторических книг, вдумывался в науку и пришел к такому вопросу: отчего это во всех историях толкуют о выдающихся государственных деятелях, иногда о законах и учреждениях, но как будто пренебрегают жизнью народной массы». Именно с этого и решил начать Н.И. Костомаров. Он изучал историю украинского народа, используя украинские былины, сказки, русские и украинские песни, подружился с издателем «Запорожской старины» и другими исследователями народного творчества, дружба с которыми позволила узнать многое об истории народа. Очень много исторического материала проанализировал ученый, используя знания многих языков (польский, словацкий, чешский, болгарский и другие). Очень много Н.И. Костомаров путешествовал по Украине, наблюдал за жизнью народа, изучал его культуру. Позже он обобщил материалы своих экспедиций. Сам Костомаров писал стихи и прозу на украинском языке. В своих сочинениях автор обращался к народу. Обращение к народу, как творцу истории – важнейшая грань творчества Н.И. Костомарова. Именно им были затронуты вопросы нашего исторического прошлого, которые ранее не рассматривались. Н.И. Костомаров пишет эпопею о Богдане Хмельницком, в которой раскрывает всю мощь народного движения против угнетателей. Чисто научной деятельности Н.И. Костомарову было недостаточно. В Киеве он становится организатором тайного общества, пропагандируя идеи освобождения и единения славянских народов.

Большое внимание Н.И. Костомаров уделял преподавательской деятельности. Он читал лекции по истории в частных пансионах Харькова, Киева, в Ровенской гимназии. С 1859 году – он профессор Петербургского университета.

В середине XIXвека в России отмечался значительный подъем освободительного движения, и естественно Н.И. Костомаров не остался в стороне от этого. В своем исследовании «Северно-русские народоправства во времена удельно-вечевого уклада» автор отмечал, что народноправство и любовь к свободе были у истоков русской культуры, доказывая это анализом исторических фактов.

За свои взгляды и пропаганду свободы Н.И. Костомаров был арестован и сослан в Саратов, но и там он продолжал работать. Им были написаны исторические произведения, которые по окончанию ссылки поставили ученого в ряд выдающихся историков России. Н.И. Костомаров шаг за шагом раскрывал историю народа, жизнь его деятелей. Исторические монографии публиковались журналами и многократно переиздавались. Это такие работы, как: «Иван Свирговский, украинский гетман XVIвека», «Борьба украинских казаков с Польшей в первой половинеXVIIвека до Богдана Хмельницкого», «Богдан Хмельницкий и возвращение южной Руси к России», «Очерк торговли московского государства вXVIиXVIIстолетиях», «Бунт Стеньки Разина», «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа».

Кроме того, он писал песни, повести, статьи и др.

Проводя научные изыскания, Костомаров-историк создал «Русскую историю в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», которая переиздавалась многократно и использовалась как курс изучения истории.

Идейные оппоненты Костомарова упрекали ученого в том, что он поверхностно относился к источникам. Но это было не так. Публикуя свои работы, ученый использовал архивные документы и материалы 65 библиотек и архивов России, Польши, Швеции, Германии, Франции, Италии и других государств, куда он подолгу выезжал для работы над архивным материалом. Николай Иванович Костомаров написал ряд историковедческих работ, в том числе сделал крупные открытия в сложнейшей области древнерусского и украинского летописания. Он в теории и на практике доказал значение комплексного анализа письменных и этнографических памятников, фактов исторической географии. Изучая историю и культуру народов, Н.И. Костомаров стремился донести ее до своих слушателей.

Говоря о значении ученого для науки, В.А. Землинский пишет: «Место Костомарова в отечественной историографии должно определиться прежде всего, в целом, прогрессивной направленностью его неоднозначных и противоречивых объективно-политических взглядов. В его значительное наследие воплотилась идея о том, что «основное начало формирования общественной и политической жизни есть народ». Понимание роли народа в истории привело ученого-историка к выводам о значении истории для самого народа, о месте истории в просвещении, развитии чувства собственного достоинства, стремлении к свободе.

Помимо изучения истории Н.И. Костомаров занимался большой общественной работой. Так он отстаивал проект «открытых университетов», для тех, кто не мог оплачивать обучение и для женщин, которые в то время не имели права обучаться в университетах. Когда был закрыт Петербургский университет в 1861 году, Н.И. Костомаров вместе с Д.И. Менделеевым, И.М. Сеченовым, А.Н, Бекетовым и другими прогрессивными учеными начал читать курс публичных лекций для неимущих студентов. А право на издание своих трудов завещал для пособия нуждающимся ученым и литераторам.

Н.И. Костомаров был человеком передовых взглядов. В его квартире собиралось общество таких людей, как: Н.Г. Чернышевский, Т.Г. Шевченко, Н.А. Добролюбов, В.В. Стасов и другие передовые ученые, писатели, музыканты, художники. Для них он был «любимейшим учителем», к его мнению прислушивались и были его единомышленниками.

Раскрывая в своих произведениях драматические страницы истории России, Костомаров призывает серьезно задуматься над судьбами народа и государства. Можно с уверенностью сказать, что во времена Костомарова его имя было известно каждому образованному человеку. По его произведениям изучала историю вся Россия.