logo
bilety_po_vostokoved

Билет №13 Синхронные и диахронные исследования этнических культур

Этнические культуры или их конкретные явления изучаются в двух взаимодопол­няющих аспектах - синхронном или диахронном. Синхронный подход позволяет изучать явления в том виде, в котором они харак­терны для определенной исторической эпохи (современной или относящейся к исто­рическому прошлому). В качестве примеров синхронного подхода к изучению этно­культурной специфики могут быть приведены такие направления культур-антропологических исследований как «Китайский костюм эпохи Тан» или «Традиционная система питания турков-османов».

Для сравнительно-типологических исследований традиционных культур, которые подразумевают синхронный подход, в рамках отечественной этнологической школы было выработано понятие хозяйственно-культурного типа (ХКТ). ХКТ — это истори­чески сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры народов, находя­щихся на более или менее одинаковом уровне социально-экономического развития и живущих в сходных природных условиях. Классификация народов мира по ХКТ — это собственно этнографическая (в отличие от лингвистической) классификация, по­строенная на выделении основного типа хозяйственной деятельности и определении характера природной зоны. Выделяют 3 основных ХКТ, характерных для традицион­ных обществ: 1) охотники, собиратели и рыболовы; 2) мотыжные земледельцы и ско­товоды; 3) пашенные земледельцы. Каждый из 3 ХКТ имеет свои разновидности в за­висимости от типа природной зоны и основного продукта, получаемого в результате хозяйственной деятельности. Таким образом, выделяют, к примеру, ХКТ охотников и собирателей пустынь тропической зоны, который объединяет бушменов Южной Аф­рики и аборигенов Австралии, или ХКТ пашенных земледельцев тропической зоны, который на территории Юго-Восточной Азии будет представлен народами, основным видом деятельности которых является орошаемое рисоводство.

С понятием хозяйственно-культурного типов связано понятие историко-этнографических (или историко-культурных) областей. Историко-этнографическая область (ИЭО) — это ареал, в рамках которого прослеживается однотипность основ­ных элементов этнических культур. Количество выделяемых ИЭО и их локализация на географической карте, равно как и иерархия культурных подобластей или малых областей в рамках ИЭО, может варьироваться от одного автора к другому. Например, в рамках Кавказкой ИЭО однозначно различают 2 подобласти — Северный Кавказ и Южный (Закавказье), однако некоторые исследователи выделяют еще и третью по­добласть — Дагестан. Принципиальным моментом для приведенного выше примера является то, что, несмотря на уникальное этнолингвистическое и этноконфессиональное разнообразие данного региона, все народы Кавказа могут быть объединены в рамках единой ИЭО в связи с единообразием основных видов хозяйственной дея­тельности и системы питания, типов традиционной одежды и жилища.

При диахронном подходе возможно рассмотрение того или иного явления этниче­ской культуры в его развитии — от этапа появления, через эволюцию или видоизме­нение к возможному исчезновению (возможный пример —- изучение традиции упот­ребления бетеля у народов Юго-Восточной Азии).

Взаимодополняющий характер двух названных походов проявляется в том, что синхрония — это, в первую очередь, выявление этнокультурной специфики опреде­ленной группы людей или определенного географического ареала в конкретный пе­риод времени, а диахрония — исследование способов, которыми то или иное явление культуры (выявленное и описанное в рамках синхронного подхода) передается во времени. Любое культурологическое исследование сочетает в себе определение типо­логии явлений культуры, анализ выделенных типов и изучение их эволюции.

Для изучения наиболее ранних этапов развития этнических культур в культур-антропологических исследованиях широко привлекается археологический материал. В исследованиях такого плана в первую очередь осуществляется типологизация най­денных предметов (каменных рубил, наконечников, топоров, резцов, скребков, кера­мических предметов, оружия, украшений), а затем — их сравнительно-типологи­ческое изучение в рамках региона или группы регионов. Большое значение имеет изучение типов орнаментации обнаруженных предметов, захоронений, наскальных рисунков.

В изучении более поздних этапов этнокультурной истории народов большое ме­сто занимают синхронные и диахронные исследования типов жилища, традиционной одежды, пищи, обрядов жизненного цикла(рождение ребенка, прохождение инициации, свадьба, похороны), календарной обрядности, традиционных верований, форм и видов хозяйственной деятельности, права и общественной орга­низации, других элементов традиционной культуры.

При исследованиях этнических культур нового и новейшего времени все чаще применяется цивилизационный подход. Важнейший принцип цивилизационной клас­сификации народов и культур — доминирующая религия или этико-политическое учение. Таким образом, можно выделить, к примеру, исламскую цивилизацию (объе­диняющую культуры арабов, боснийцев-мусульман, индонезийцев и малайцев, паки­станцев, персов, сомалийцев, тюрков), буддийскую цивилизацию (объединяющую культуры большинства народов Восточной и Юго-Восточной Азии) или конфуциан­ский культурный ареал (объединяющий культуры народов Восточной Азии и Вьет­нама).

Синхронный – изучение явление в том виде, в котором оно характерно для определенной исторической эпохи

Диахронный – рассмотрение явления этнической культуры в его развитии

Исследуют типы жилища, традиционную одежду, пищу, обряды (рождение, инициация, свадьба, похороны)

При исследованиях этнических культур применяется цивилизационный подход: принцип классификации – доминирующая религия или этико-политическое учение.