Билет №13 Синхронные и диахронные исследования этнических культур
Этнические культуры или их конкретные явления изучаются в двух взаимодополняющих аспектах - синхронном или диахронном. Синхронный подход позволяет изучать явления в том виде, в котором они характерны для определенной исторической эпохи (современной или относящейся к историческому прошлому). В качестве примеров синхронного подхода к изучению этнокультурной специфики могут быть приведены такие направления культур-антропологических исследований как «Китайский костюм эпохи Тан» или «Традиционная система питания турков-османов».
Для сравнительно-типологических исследований традиционных культур, которые подразумевают синхронный подход, в рамках отечественной этнологической школы было выработано понятие хозяйственно-культурного типа (ХКТ). ХКТ — это исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры народов, находящихся на более или менее одинаковом уровне социально-экономического развития и живущих в сходных природных условиях. Классификация народов мира по ХКТ — это собственно этнографическая (в отличие от лингвистической) классификация, построенная на выделении основного типа хозяйственной деятельности и определении характера природной зоны. Выделяют 3 основных ХКТ, характерных для традиционных обществ: 1) охотники, собиратели и рыболовы; 2) мотыжные земледельцы и скотоводы; 3) пашенные земледельцы. Каждый из 3 ХКТ имеет свои разновидности в зависимости от типа природной зоны и основного продукта, получаемого в результате хозяйственной деятельности. Таким образом, выделяют, к примеру, ХКТ охотников и собирателей пустынь тропической зоны, который объединяет бушменов Южной Африки и аборигенов Австралии, или ХКТ пашенных земледельцев тропической зоны, который на территории Юго-Восточной Азии будет представлен народами, основным видом деятельности которых является орошаемое рисоводство.
С понятием хозяйственно-культурного типов связано понятие историко-этнографических (или историко-культурных) областей. Историко-этнографическая область (ИЭО) — это ареал, в рамках которого прослеживается однотипность основных элементов этнических культур. Количество выделяемых ИЭО и их локализация на географической карте, равно как и иерархия культурных подобластей или малых областей в рамках ИЭО, может варьироваться от одного автора к другому. Например, в рамках Кавказкой ИЭО однозначно различают 2 подобласти — Северный Кавказ и Южный (Закавказье), однако некоторые исследователи выделяют еще и третью подобласть — Дагестан. Принципиальным моментом для приведенного выше примера является то, что, несмотря на уникальное этнолингвистическое и этноконфессиональное разнообразие данного региона, все народы Кавказа могут быть объединены в рамках единой ИЭО в связи с единообразием основных видов хозяйственной деятельности и системы питания, типов традиционной одежды и жилища.
При диахронном подходе возможно рассмотрение того или иного явления этнической культуры в его развитии — от этапа появления, через эволюцию или видоизменение к возможному исчезновению (возможный пример —- изучение традиции употребления бетеля у народов Юго-Восточной Азии).
Взаимодополняющий характер двух названных походов проявляется в том, что синхрония — это, в первую очередь, выявление этнокультурной специфики определенной группы людей или определенного географического ареала в конкретный период времени, а диахрония — исследование способов, которыми то или иное явление культуры (выявленное и описанное в рамках синхронного подхода) передается во времени. Любое культурологическое исследование сочетает в себе определение типологии явлений культуры, анализ выделенных типов и изучение их эволюции.
Для изучения наиболее ранних этапов развития этнических культур в культур-антропологических исследованиях широко привлекается археологический материал. В исследованиях такого плана в первую очередь осуществляется типологизация найденных предметов (каменных рубил, наконечников, топоров, резцов, скребков, керамических предметов, оружия, украшений), а затем — их сравнительно-типологическое изучение в рамках региона или группы регионов. Большое значение имеет изучение типов орнаментации обнаруженных предметов, захоронений, наскальных рисунков.
В изучении более поздних этапов этнокультурной истории народов большое место занимают синхронные и диахронные исследования типов жилища, традиционной одежды, пищи, обрядов жизненного цикла(рождение ребенка, прохождение инициации, свадьба, похороны), календарной обрядности, традиционных верований, форм и видов хозяйственной деятельности, права и общественной организации, других элементов традиционной культуры.
При исследованиях этнических культур нового и новейшего времени все чаще применяется цивилизационный подход. Важнейший принцип цивилизационной классификации народов и культур — доминирующая религия или этико-политическое учение. Таким образом, можно выделить, к примеру, исламскую цивилизацию (объединяющую культуры арабов, боснийцев-мусульман, индонезийцев и малайцев, пакистанцев, персов, сомалийцев, тюрков), буддийскую цивилизацию (объединяющую культуры большинства народов Восточной и Юго-Восточной Азии) или конфуцианский культурный ареал (объединяющий культуры народов Восточной Азии и Вьетнама).
Синхронный – изучение явление в том виде, в котором оно характерно для определенной исторической эпохи
Диахронный – рассмотрение явления этнической культуры в его развитии
Исследуют типы жилища, традиционную одежду, пищу, обряды (рождение, инициация, свадьба, похороны)
При исследованиях этнических культур применяется цивилизационный подход: принцип классификации – доминирующая религия или этико-политическое учение.
- Билет №2 Язык и текст как основные источники данных для востоковеда
- Билет №3 Генетическая классификация языков стран Азии и Африки.
- Билет №4 Миф, эпос, фольклор.
- Билет №5 Основные задачи и понятия текстологии.
- Билет №6 Источниковедение и историография.
- Билет №7 Формационный и цивилизационный подходы в исторических исследованиях.
- Билет № 8.Отечественное востоковедение в 18-19 вв.
- Билет № 10.Основные этапы истории Восточного факультета.
- Билет №11 Понятие «этнического» в отечественной и западной традициях.
- Билет №12 Структура этнической культуры.
- Билет №13 Синхронные и диахронные исследования этнических культур
- Билет № 14 Метафизика, нумерология и картина мира в древних культурах
- Билет № 15 Роль этнопсихологии в изучении культур Азии и Африки
- Билет № 16 Мировые, национальные, государственные религии.
- Государственная Религия
- Билет № 17 Восток как родина мировых религий.
- Билет №18 Основные положения буддизма
- Билет №19 Основные положения ислама.
- Билет № 20 Что роднит социально-культурную антропологию
- Билет № 21 Включенное (участвующее) наблюдение как основной метод социально-культурной антропологии.
- Билет №22 Политическая антропология как субдисциплина социально-культурной антропологии.
- Билет № 23Антропология права как субдисциплина социально-культурной антропологии.
- Билет №24 Основные школы геополитики.
- Билет №25 Понятие «парадигма» и «код» («кодекс») геополитического развития.
- Билет № 26 Геополитическая доктрина евразийства(н.С.Тубецкой,п.М.Савицкий,г.В.Вернадский и др.)
- Билет № 27 Языковая ситуация в Южной Азии
- Билет №28 Протоиндийская (хараппская) цивилизация.
- Билет № 29 Индоарийская миграция на территорию Южной Азии (хронология; общий характер). Влияние древних Ариев на социальную организацию и культуру древнеиндийского общества.
- Билет №30 Основные религиозно-философские системы Южной Азии (индуизм, буддизм, джайнизм).
- Билет № 31 Древнеиндийская (санскритская) литература 1 тысячелетия н.Э. (драматургия, поэзия, проза, научная литература).
- Билет № 32 Ригведа - древнейший культурный текст Южной Азии. Состав и содержание Ригведы. Ведийская мифология.
- Билет № 33 Особенности Восточной Азии как историко-культурного региона.
- Билет № 34 Религиозный синкретизм в странах Восточной Азии.
- Билет № 35 Колониальные владения в юва.
- Билет № 36 асеан: история и современность.
- Билет № 37 Географическая и историческая характеристика термина «Центральная Азия».
- Билет № 38 Основные религиозные системы в Центральной Азии, памятники, связанные с ними.
- Билет № 39Характеристика этнолингвистической ситуации в регионе Центральной Азии.
- Билет № 40 Характеристика специфики формы правления, государственного устройства и социально-экономического развития одного из государств региона Центральной Азии (по выбору студента).
- Билет № 42 Основные направления и этапы распространения арабско-мусульманской культуры.
- Билет № 43 Культурные процессы в мире ислама в эпоху Омейядов, Абассидов.
- Билет № 45 Роль антропогенного фактора в распределении и использовании природных ресурсов на Африканском континенте.
- Билет № 46 Общая характеристика включенности Африки в общемировой хозяйственный процесс.
- Билет № 47 особенности социально-экономического и политического развития в странах Африки.
- Билет № 48 Этноконфессиональная ситуация в странах Африки.
- Билет № 49 Роль заимствований в материальной культуре и духовной культуре стран Африки.
- Билет № 50 Основные этапы и особеннгости этногенеза в Африке.
- Билет № 51 прикладное востоковедение в истории внешнеполитической службы России.
- Билет № 52 прикладное востоковедение в истории военной службы России.
- Билет № 53 прикладное востоковедение в истории миссионерской службы России.
- Билет № 54 прикладное востоковедение в ссср.
- Билет № 55 Прикладное востоковедение сегодня.