logo
26-86

1.4.2. Морфология культуры

Культура является сложным образованием, поэтому неоднократно пред­принимались попытки выявить ее строение и форму (само слово «мор­фология» происходит от греч. слов morphe форма и logos — учение).

Существует множество концепций внутренней структуры культуры, описывающих ее организационно-функциональное строение. При этом исследователи исходят из определенного толкования сущности куль­туры. Так, Э. Маркарян понимает под культурой все достижения чело­вечества, все созданное человеком. Культура в этом плане предстает как «вторая природа», сотворенная человеком, образующая собственно че­ловеческий мир, в отличие от дикой природы. Такой подход позволяет подразделить культуру на материальную и духовную. Материальная культура — это орудия труда, оружие, одежда, постройки, бытовой ин­вентарь, технические средства связи и т. д. — все, что является вещест­венным результатом и средством материального производства. Но если культура — это наилучшие образцы деятельности, тогда материальная культура — это исторически сформировавшиеся способы осуществле­ния материального производства, хозяйства, быта, культура отношения к собственному телу и физическая культура.

Духовная культура — это процесс и результаты духовного про­изводства (религии, философии, морали, искусства, науки и т. д.). Духовная культура порождает устойчивую матрицу духовной жизни, стереотипы восприятия и мышления, основанные на частично неосоз­наваемых, а частично рационализированных представлениях о смысле и ценностях данной культуры. Духовная культура объективируется, закрепляется в механизмах социальной памяти.

Приведенная морфология позволяет убедиться, что любое куль­турное явление есть опредмеченный результат идеального, духовного содержания человеческой деятельности, а сама культура предстает как целостное образование.

А. Я. Флиер, опираясь на эволюционистский подход к исследова­нию культуры, выделяет в ней две структурные группы: обыденную и специализированную. И делит их на четыре основных блока осу­ществления человеческой жизнедеятельности: культуру социальной организации и регуляции; культуру познания и рефлексии мира и человека; культуру социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации; культуру физической и психической ре­продукции, реабилитации и рекреации человека'.

Основаниями для структурирования культуры могут служить также сферы общественной жизни (и тогда получим экономическую, политическую, культуру семейных отношений, физическую, право­вую, художественную, религиозную, научную, моральную культуру); причастность к культуротворчеству (элитарная и массовая культура);

особенности стилей жизни, ценностей и мировосприятия конкретных носителей культуры (различные субкультуры) и т. д.

Можно было бы приводить множество вариантов понимания мор­фологии культуры, однако при этом возрастает опасность рассечения ее живой целостности и затруднения понимания самой сути культуры. А суть, повторим, состоит в том, что культура — это наилучшие образцы деятельности, поэтому в любой сфере жизни она представлена и как ее образец, и как ее результат.