logo
kulturol_posobie_Anokhina

4. Искусство и живопись России XIX века

В XIXвеке в России значительных высот достигло художественное творчество. Живопись, создаваемая всемирно известной плеядой художников, была исключительно богата по мастерству, тематике, приемам живописи и жанрам. Сама живопись развивалась в борьбе нескольких направлений, нескольких объединений художников, между которыми существовала разделительная линия.

Если выделить основные направления и тенденции в живописи, то мы усмотрим их примерно три.

Академическое направление определялось устоявшимися классическими требованиями Академии художеств, созданной в 1758г. В России 19 века она была единственной художественной школой. Академия хранила традиции рисунка, давала серьезную и профессиональную подготовку. Но тематика предлагаемых работ была устаревшей, консервативной, принадлежащей религиозной проблематике.

Наиболее знаменитым педагогом в Академии был профессор Павел Чистяков (1832 - 1919).

Беда Академии художеств в том, что она к концу Х1Х века превратилась в вотчину царедворцев. Президентами ее были только члены императорской семьи. Так ими были зять Николая 1 Лейхтенбергский, затем его вдова Мария Николаевна, сын Александра II - князь Владимир, его вдова - Мария Павловна. Николай 1 лично уволил из Академии живописцев А. Иванова, Пименова, архитектора Михайлова, художника Егорова. Неоднократно по приказанию дворца снимались с экспозиции полотна Перова, М. Ге, произвольно менялись названия картин, запрещалось снимать с них репродукцию.

Двор враждебно относился к Василию Верещагину. На 20 лет запретили репродукцию с его картины "Забытый". В нервном припадке Верещагин сжег 3 прекрасных полотна из Туркестанской серии.

Серия картин "Война 1812 года", по настоянию Николая 1, долго не приобреталась русским музеем.

На искусство смотрели как на украшательство, старались управлять творчеством, выхолащивать его. В творческий процесс художников шло бесцеремонное вмешательство. Процесс становился управляемым, замыкался в определенных рамках. Это, естественно, не устраивало многих живописцев и их учеников.

Были небольшие потепления, но ненадолго. Так, например, в 1859 году Совет Академии присваивает звание Академика Тарасу Шевченко, только что вернувшемуся из ссылки, в этом же году художники Якоби, Перов, Мясоедов получили серебряные и золотые медали за жанровые картины. В 1861 году работы Перова "Проповедь в селе" и Якоби "Партия арестантов на привале" награждены большой золотой медалью 1862г.

Совет Академии принял решение, уничтожающее преимущество религиозного и исторического жанра над бытовыми и другими жанрами, идя навстречу новым требованиям в искусстве. Первую золотую медаль было решено давать за наиболее достойные произведения, не делая различий между родами живописи. Но длилось это недолго. В октябре 1863 года Совет Академии под давлением дворцовых кругов отменяет свои прежние более или менее объективные решения, отказывает группе молодых художников выбрать сюжеты тем, которые они желают. Вновь предлагалась тематика античной и христианской мифологии, древней истории, фантастики, идеализация исторических явлений.

В ответ на это решение Совета Академии 14 молодых художников, участников академического конкурса на Золотую медаль, организовали бунт, или "Протест 14", порвали с Академией и покинули ее стены в знак протеста против несвободы и зависимости художественного творчества.

Академия художеств в борьбе с инакомыслящими художниками в 1874 году запретила устраивать передвижные выставки в своем помещении. Под влиянием Академии городская дума отказывает передвижникам в постоянном помещении и в учебных мастерских. В качестве контрмеры Академия организовывает свои художественные выставки, которые просуществовали недолго.

Академия еще долго сохраняла консервативные устои. Однако реформирование общества в 1861 году коснулось и художественной культуры. В 1894 году в состав профессоров были приглашены Репин, Куинджи, Шишкин, Маковский, которые возглавили творческие мастерские.

Таким образом, в первой половине Х1Х века академическое направление характеризовалось ограничением тематики, приоритетом религиозных, библейских тем, копированием зарубежных художников, удалением учеников от реальной действительности. Художественная критика считает, что приверженцем академического стиля является Карл Брюллов.

"Общество поощрения художников" лишило Брюллова стипендии за то, что сюжеты для его картин были взяты не из мифологии и не из Библии, а из жизни. Брюллов всю свою жизнь изучал мастеров Ренессанса, многократно копировал "Афинскую школу" Рафаэля. Пушкин, подружившийся с Брюлловым, писал: "Брюллов, усыпляя нарочно свою творческую силу, с пламенным и благородным подобострастием списывал "Афинскую школу" Рафаэля. А, между тем, в голове его шаталась поколебленная Помпея. Кумиры падали, народ бежал по улице, чудно освещенной вулканом».

После посещения Помпеи трагически погибшей в катастрофе, Брюллов забыл все, кроме ужасного происшествия с городом. Свою картину он писал 3,5 года. Законченная работа так подействовала на автора, что от переживаемого напряжения, упадка сил его руки и голова дрожали.

Размер холста достигал 30 кв. метров. Законченную картину стекался смотреть весь Рим. Уважаемый всеми старец Камеччини долго стоял у картины, затем обнял Брюллова и сказал: "Обними меня, Колосс". Английский писатель Вальтер Скотт, рассматривая картину "Последний день Помпеи" сказал с восторгом: "Это не картина, это целая поэма". Гоголь писал: "У Брюллова человек является для того, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы. Страсти, чувства выражаются так, что наслаждаешься до упоения"

Радушно принявшие "Помпею" москвичи сложили стихи (хрестоматийные):

Принес ты мирные трофеи

С собой в отеческую сень,

И стал "Последний день Помпеи"

Для русской кисти первый день.

Пушкин с восторгом сообщает жене, что ему удалось "сдвинуть Брюллова на посещение Петербурга". Григорович держал речь на обеде в Академии в честь живописца.

Но Академия оставалась Академией. Брюллов, почетный член многих Академий Европы, в императорской Академии получает звание младшего профессора, а для получения старшего профессора, ему надлежит написать большую картину на тему, утвержденную Академией. Николай 1 заказывает ему нарисовать портрет Ивана Грозного с женой в русской избе на камнях перед образом, а в окне показать взятие Казани. Брюллов ответил: "Государь, если я первый план займу холодными фигурами, а главный сюжет занесу в маленькое оконце, меня не поймут".

После пожара в Зимнем в 1837 году Брюллов просит царя разрешить ему расписать стены дворца на темы истории России, но Николай 1 отказал. Царь просит Брюллова написать свой портрет, художник соглашается. Но, когда Николай 1 опоздал на первый сеанс на 15 минут, Брюллов ушел. "Нетерпеливый мужчина",- сказал Николай 1.

Художнику Федотову, любуясь его картинами "Кавалер и Разборчивая невеста" Брюллов честно сказал: "Вы меня обогнали".

Брюллов ушел из жизни одиноким, усталым, больным человеком.

Следующее направление, противостоящее академическому и декадентскому - это демократическое, реалистическое направление. Начато оно передвижничеством (товариществом передвижных выставок). Под руководством Мясоедова учреждена группа художников в составе 15 человек. Их назвали передвижниками.

В конце 1870 года артель утверждает Устав нового объединения, «Товарищество", в котором раскрыта его цель:

Учредителями товарищества были 15 художников: Ге, Каменев, М. Клодт, Корзухин, Крамской, Лемох, 2 Маковских, Мясоедов, Перов, Прянишников, Саврасов. Шишкин, Якоби. Позже к ним присоединились Ярошенко, Суриков, Репин, Левитан и др. Просуществовало это товарищество более 50 лет. Первая выставка состоялась в ноябре 1871 года, а 48-я - в 1923 году. Выставки побывали в большинстве крупных городов России. Под влиянием передвижников возникло товарищество южнорусских художников и "Общество сибирских передвижных выставок".

Товарищество затмило собой все остальное живописное искусство. Живопись отличалась новизной взгляда на жизнь, широтой тематики, многообразием жанров, высоким исполнительским мастерством. Многие произведения художников - передвижников были сенсацией, неожиданностью. Стасов говорил: "Это мощное художественное движение. Оно создало великую, самостоятельную русскую школу". Салтыков - Щедрин констатировал, что искусство вышло из-под опеки Академии и дворянского государства и решительно двинулось в глухие российские провинции и города. Искусство перестает быть секретом, перестает отличать званых от незваных, всех призывает судить о совершенных подвигах. Сердце обывателя смягчается, а художники, сверяя свои идеалы с идеалами народа, несомненно, извлекут для себя небесполезные указания".

Передвижники как бы негласно, сообразно своим интересам, переживаниям, мастерству, настрою подразделялись на несколько направлений художественного творчества.

Передвижники впервые в истории российской культуры провозгласили предметом своего искусства жизнь и судьбу народа и более полувека сохраняли верность этой цели творчества.

Универсальной формой, с помощью которой живописцы решали свои задачи, была жанровая живопись:

А. Бенуа писал о портретах Ге: " Его портреты так мучительно думают и так зорко смотрят, что становится жутко, глядя на них. Не внешняя личина людей, а самая изнанка загадочная, мучительная и страшная - вся в них открыта наружу".

В каждом портрете Репина показана духовная жизнь личности, его сильный характер, красота мысли, одухотворенность. Репин писал каждого из них, понимая их индивидуальность, неповторимость и значимость в русской жизни. Он запечатлел ту высоту культуры, на которую они поднялись.

Приведем, к примеру, картину "Запорожцы". Это галерея портретов совершенно оригинальных, неповторимых, легендарных. Лица, при всей их опаленности солнцем, задубленности невзгодами источают силу, энергию и душевную красоту. После "Запорожцев" Репин скажет: "В душе русского человека есть черта особого скрытого героизма. Такого подвига никто не оценит, он лежит под спудом личности, он невидим. Но это величайшая сила жизни, она движет горы. Эта сила руководила Бородинским сражением, она пошла за Мининым, она сожгла Смоленск и Москву, она наполняла сердце престарого Кутузова. Я русский человек и душой кривить я не могу. Я люблю запорожцев, как правдивых рыцарей, умевших постоять за свою свободу, за угнетенный народ".

Картину "Не ждали" обсуждали везде и все. Мнения были самые разные. "Московские ведомости" писали: "Репина неверно производят в гении. Жалкая гениальность, покупаемая ценой художественных ошибок, путем подыгрывания к любопытству публики, посредством рабьего языка. Это хуже, чем преступление, это ошибка. Не ждали, какая фальшь".

Стасов, посмотрев картину на Х11 передвижной выставке, писал: "Репин не почил на лаврах после "Бурлаков", он пошел дальше, вперед. Я думаю, что нынешняя картина Репина - самое крупное, самое важное, самое совершенное его создание".

Одно из направлений в искусстве - новейшее русское искусство - декадентство (упадничество). Оно включало художников- эстетов (свободных от соприкосновения с общественными интересами), художников - индивидуалистов (символистов, стилистов, импрессионистов, кубистов, дадаизма, сюрреалистов, футуристов, экспрессионистов).

К ним можно отнести художников - Серова, Рериха, Коровина, Врубеля, Добужинского, Бенуа, Малявина, Сомова.

Родоначальником декадентства послужил Мамонтовский кружок в усадьбе Абрамцево. Трибуной художников нового искусства в разные времена были журналы "Мир искусства", "Весы", "Аполлон", "Золотое руно", "Голубая роза".

Эти журналы -

Вдохновителями декадентства, его теоретиками были Дягилев, Волошин, Бенуа, которые считали, что лишь интуиция, откровение, чувствование, но не мышление должны быть основой художественного творчества. Художник должен быть свободен от идеи народности, общественного долга искусства. Творчество должно отражать лишь личность художника - творца. Ему не нужны оковы, он должен творить свежо и непосредственно. Дягилев выступал против позиции Льва Толстого, он писал в журнале "Мир искусства": "Творец должен любить лишь красоту, и лишь с нею вести беседу во время нежного, таинственного проявления своей божественной природы. Реакция искусства на земные заботы и волнения недостойны этой улыбки божества". Бенуа писал в своем труде "История живописи XIX века", что передвижники не свободны в выборе тематики живописи, они в плену народности, революционности, реализма как искусственных канонов. Главное - освободить личность художника от общественных оков. Превознося декадентов, он с надеждой писал: "Индивидуализм, проникший, как освежающая струя, во всю совершенную культуру, овладело и русским художеством". Например, в работах Врубеля он видел плоды самоуглубленного анализа, некоего мистицизма, индивидуализма в его работах "Демон поверженный", "Пан", "Ночное". У Коровина он отмечал лишь красивые сочетания пятен. Журнал "Аполлон" вообще отрицал наличие в России искусства, так как оно было несамостоятельным и провинциальным ("мужиком пахнет"). Но он утверждал, что возродить русское искусство возможно еще, только необходимо вернуться к изначальной иконописи.

Особенно крикливо вели себя декаденты по отношению к творчеству Репина, критике Стасова, коллекционной деятельности Павла Третьякова. Репина обвиняли в отсутствии единой темы, в метании от портрета до исторического полотна. Так, Макс Волошин, выступая с лекцией в Политехническом институте, резко отзывался о работе "Царь Иван Грозный и сын его Иван" и сказал: "жаль, что ее совсем не изрезали". Репин вспоминал, что его ругали грубо. Защитить было некому. Репин сам поднялся на трибуну и сказал: "Меня удивляет, как такой образованный человек, как Волошин, может говорить такие грубые и глупые слова. Моя картина изображает момент русской истории. Я здесь выступил как летописец по мере моих сил. Полагаю, что меня надо не ругать, а благодарить". На экране появился портрет для дальнейшей дискредитации художника. Но не удалось, зал дрожал от грома аплодисментов в честь Ильи Ефимовича Репина.

Однако, для развития художественной культуры декаденты все таки сделали немало. Они проиллюстрировали большое количество русской классической литературы, создали большое количество натюрмортов, готовили карикатуры для многих журналов, занимались пропагандой русского искусства за рубежом, стремились вывести его на всеевропейскую арену. Этим кругом художников искусство мыслилось как средство спасения от всех зол цивилизации, именно ее нивелирующей силе противопоставлялась неповторимость творческой индивидуальности. Многократные выставки "Лира искусства", "Русские сезоны", зарубежные театральные сезоны вносили свежесть, насыщали жизнь интересными событиями.

В конце концов, объединительные тенденции среди художников возобладали, мир искусства объединяется с Союзом русских художников, видные передвижники вновь понесли свои знания питомцам Академии художеств.