logo
kulturol_posobie_Anokhina

3. Театр в XIX веке.

Особое место в культуре России XIX века занимала театральная интеллигенция. Она создавала специфическую ауру, такую духовную сферу, что давало возможность определить культуру России как глубокую, с нравственными тенденциями, общечеловеческим содержанием.

В общем русле театральной жизни, особенно второй половины XIX века, видное место занимали: в Москве два императорских театра - Большой - музыкальный и Малый - драматический; в Петербурге - три казенных театра - Мариинский - музыкальный, Александринский - драматический, Михайловский - музыкальный для французских и итальянских исполнителей.

Известно, что Большой театр был основан в 1776 году московским прокурором князем Урусовым. Первыми актерами были артисты крепостных театров, выпускники воспитательных домов. Дважды здание театра сгорало. Сегодняшнее здание существует с 1856 года. В репертуаре театра были иностранные оперы, водевили, балеты, в 1835 поставлена первая опера "Аскольдова могила" Верстовского. С появлением опер Глинки, «Могучей кучки» почти все они ставились в Большом. Именно оперы Мусоргского, Бородина, Чайковского и Римского-Корсакова, балеты определяют репертуар и исполнительский стиль театра. Именно оперы способствуют появлению в XIX веке блистательных певцов, танцоров, дирижеров, хореографов. Дирижер Альтани формирует состав оркестра и хора, декоратор Вальц преобразует сцену и сопровождение, оформляют спектакли ведущие художники: Васнецов, Суриков, Коровин.

В Большом театре формируется талант певца - Федора Шаляпина, певицы Антонины Неждановой (1873-1950), которая выступала в нем свыше 30 лет. Ее главные роли: Антонида в "Иване Сусанине", Марфа в "Царской невесте", Волховы в "Садко", Виалетта в "Травиате". А также Леонида Собинова, Проработавшего в Большом более 36 лет. Среди его ролей, как говорят, непревзойденный Ленский в "Евгении Онегине", Берендей в "Снегурочке" Римского-Корсакова, Лоэнгрин в "Лоэнгрине" Вагнера, Орфей в "Орфее и Эвридике" Глюка.

В Большом театре сформировалась блистательная танцевальная пара Екатерина Гельцер (1876-1962) и ее партнеры Тихомиров и Мордкин. В конце XIX-начале XX века балетмейстер Горский поставил 53 балетных постановки. Большой театр к началу XX века приобрел славу и высококачественное сценическое лицо.

Малый театр, работающий с 1824 года, в конце XIX века назывался "Властитель душ". В театре сложилась школа глубокого жизненного реализма. Оставаясь "домом Щепкина" по актерскому исполнительству, он по драматургической направленности стал "домом Островского".

Начиная с 1853 года, с премьеры спектакля "Не в свои сани не садись" до кончины Островского в Малом театре было сыграно 47 его пьес. Кроме драматургии Островского театр ставил пьесы Гоголя и Грибоедова, Пушкина, Фонвизина, Сухово-Кобылина, Писемского, А. Толстого.

Крупными талантливыми актерами был Шумский в ролях Чацкого и Хлестакова, Щепкин в ролях Фамусова ("Горе от ума" Грибоедова), Городничего ("Ревизор" Гоголя), Муромского ("Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина) и др.

А также выделялись талантливые актеры: Васильев, Федотова, сыгравшая 321 роль, Ленский, после смерти которого Ермолова сказала: "С Ленским умерло все, умерла душа Малого театра", Южин, семья Соедовских, Шумский, Самарин. Островский их игру называл "школой естественной и выразительной игры на сцене". С 1871 года на сцене Малого театра играла Мария Николаевна Ермолова. С художественным совершенством и глубоким психологизмом она раскрывала образы. Станиславский говорил о ней: "Мария Николаевна - это целая эпоха для русского театра". Уже к 1895 году, к 25-летию ее театральной деятельности, она играла 300 ролей от Катерины в "Грозе" Островского до Жанны д'Арк в "Орлеанской деве" Шиллера.

Кроме названных театров, существовали во многих городах провинциальные театры, создавались актерские артели, которые гастролировали по России: группа Медведева, Синельникова, Соловцова, Писарева, Бородая. Среди любительских театров можно назвать группу шекспироведа, профессора словесности Стороженко, кружок Алексеева (в будущем Станиславского). Кружок его перерос в "Общество искусства и литературы" во главе которого встали Станиславкий, Федотов и Комиссаржевский. Театральные попытки Станиславского привели его к режиссерской деятельности в Московском Художественном театре, основанном в 1889.

Подготовкой артистов занимались 2 театральных училища в Петербурге и Москве. Но этого было мало. В 1886 году Островский выступает с запиской о подготовке драматических актеров. Двумя годами позже при училищах учреждены драматические курсы, после окончания которых выдавался аттестат среднего учебного заведения. Русская театральная школа стала выпускать подготовленных актеров, к преподаванию привлекались ведущие актеры театров.

Таким образом, к концу XIX века театры становятся важным фактором культурной и идейной жизни России, зарождается национальная сценическая школа, совершенствуется театральное мастерство. Театр синтезировал важнейшие направления культуры: музыку, литературу, живопись.