Билет №18 Основные положения буддизма
Буддизм возник в Древней Индии в VI-V вв. до н.э. Его основателем был царевич Сиддхартха Гаутама. Его родом был клан шакьев, отсюда еще одно, позднейшее, имя - Шакьямуни, т. е. «муни (мудрец, отшельник) из рода шакьев».
Будда жил в 623-544 гг. Eгo мать, Майа, зачала его, когда белый слон (в предыдущем перерождении принц Вессантара), коснувшись ее правого бедра, вошел в её чрево.
В возрасте 29 лет, будучи потрясен зрелищем встретившихся ему стариков, больного и покойника, Будда покинул дом отца и после 7-летних скитаний, когда он пытался умерщвлять плоть, чтобы добиться святости, осознал тщету этого пути, посредством углубленной медитации достиг просветления (будда и значит «просветленный») - и стал основателем нового вероучения.
Основа буддизма - «четыре благородные истины»: существует страдание (дуккха), причина страдания, освобождение от страдания (нирвана) и путь, ведущий к нирване. Учение Будды есть дхарма - Закон.
Страдание возникает как результат mрuшны - привязанности к жизни, к существованию. Именно эта привязанность заставляет живое существо постоянно перерождаться. Этот мир длящегося круга перерождений называется сансара. «Качество» каждого последующего перерождения определяется кармой - морально-этическим эквивалентом суммы добродетельных и недобродетельных деяний, которые были совершены данным человеком (или другим живым существом), а также его «предшественниками» по перерождениям.
Конечная цель буддиста - разорвать цепь перерождений, выйти из круга сансарического бытия (т. е. из мира вечных перерождений, в котором пребывают все живые существа) - достичь нирваны. Достижение нирваны и означает конец перерождений, т.е. конец страданию.
Будда учит, каким образом каждый человек может индивидуально, т. е. путем собственных сознательных усилий, избегая крайностей как «ублаготворения», так и умерщвления плоти, постоянно улучшая свою карму, освободиться от всего, что, связывая с сансарическим миром, служит источником страдания.
В буддизме различают два основных течения (Хинаяна, букв. Малая Колесница), иначе тхеравада (букв. Учение Старших), и Махаяна (букв. Большая Колесница).
Буддизм - единственная высокоразвитая мировая религия, которая не включает в свои представления акт творения мира и последовательно проводит мысль о вечности мироздания - вернее о периодическом саморазрушении и самовосстановлении миров.
Каждый будда учит одному и тому же. Мир разрушается, погибает именно из-за того, что достигает «критической массы» неблагоприятная карма, накопленная живыми существами. Будда же призван наставить живые существа, прежде всего, естественно, людей, таким образом, чтобы улучшить их карму и, как окончательная цель, привести к нирване. Согласно наиболее ортодоксальным воззрениям, Будда не столько ведет к нирване, сколько показывает путь к ней
После смерти будда перестает существовать в каком бы то ни было виде.
623-544 жил Будда, из клана Шакьев (Сиддхартха Гаутама)
В 29летнем возрасте отправился в странствия (жена, ребенок) – 4 ипостаси
Аскет – находит путь (просветление под деревом Бодхи)
Конечная цель – разорвать цепь перерождений, улучшая карму, уйти от сансарического мира
Хинаяна – Малая колесница
Махаяна – Большая Колесница
Будд может быть много, мир перерождается. Будда показывает путь к нирване.
- Билет №2 Язык и текст как основные источники данных для востоковеда
- Билет №3 Генетическая классификация языков стран Азии и Африки.
- Билет №4 Миф, эпос, фольклор.
- Билет №5 Основные задачи и понятия текстологии.
- Билет №6 Источниковедение и историография.
- Билет №7 Формационный и цивилизационный подходы в исторических исследованиях.
- Билет № 8.Отечественное востоковедение в 18-19 вв.
- Билет № 10.Основные этапы истории Восточного факультета.
- Билет №11 Понятие «этнического» в отечественной и западной традициях.
- Билет №12 Структура этнической культуры.
- Билет №13 Синхронные и диахронные исследования этнических культур
- Билет № 14 Метафизика, нумерология и картина мира в древних культурах
- Билет № 15 Роль этнопсихологии в изучении культур Азии и Африки
- Билет № 16 Мировые, национальные, государственные религии.
- Государственная Религия
- Билет № 17 Восток как родина мировых религий.
- Билет №18 Основные положения буддизма
- Билет №19 Основные положения ислама.
- Билет № 20 Что роднит социально-культурную антропологию
- Билет № 21 Включенное (участвующее) наблюдение как основной метод социально-культурной антропологии.
- Билет №22 Политическая антропология как субдисциплина социально-культурной антропологии.
- Билет № 23Антропология права как субдисциплина социально-культурной антропологии.
- Билет №24 Основные школы геополитики.
- Билет №25 Понятие «парадигма» и «код» («кодекс») геополитического развития.
- Билет № 26 Геополитическая доктрина евразийства(н.С.Тубецкой,п.М.Савицкий,г.В.Вернадский и др.)
- Билет № 27 Языковая ситуация в Южной Азии
- Билет №28 Протоиндийская (хараппская) цивилизация.
- Билет № 29 Индоарийская миграция на территорию Южной Азии (хронология; общий характер). Влияние древних Ариев на социальную организацию и культуру древнеиндийского общества.
- Билет №30 Основные религиозно-философские системы Южной Азии (индуизм, буддизм, джайнизм).
- Билет № 31 Древнеиндийская (санскритская) литература 1 тысячелетия н.Э. (драматургия, поэзия, проза, научная литература).
- Билет № 32 Ригведа - древнейший культурный текст Южной Азии. Состав и содержание Ригведы. Ведийская мифология.
- Билет № 33 Особенности Восточной Азии как историко-культурного региона.
- Билет № 34 Религиозный синкретизм в странах Восточной Азии.
- Билет № 35 Колониальные владения в юва.
- Билет № 36 асеан: история и современность.
- Билет № 37 Географическая и историческая характеристика термина «Центральная Азия».
- Билет № 38 Основные религиозные системы в Центральной Азии, памятники, связанные с ними.
- Билет № 39Характеристика этнолингвистической ситуации в регионе Центральной Азии.
- Билет № 40 Характеристика специфики формы правления, государственного устройства и социально-экономического развития одного из государств региона Центральной Азии (по выбору студента).
- Билет № 42 Основные направления и этапы распространения арабско-мусульманской культуры.
- Билет № 43 Культурные процессы в мире ислама в эпоху Омейядов, Абассидов.
- Билет № 45 Роль антропогенного фактора в распределении и использовании природных ресурсов на Африканском континенте.
- Билет № 46 Общая характеристика включенности Африки в общемировой хозяйственный процесс.
- Билет № 47 особенности социально-экономического и политического развития в странах Африки.
- Билет № 48 Этноконфессиональная ситуация в странах Африки.
- Билет № 49 Роль заимствований в материальной культуре и духовной культуре стран Африки.
- Билет № 50 Основные этапы и особеннгости этногенеза в Африке.
- Билет № 51 прикладное востоковедение в истории внешнеполитической службы России.
- Билет № 52 прикладное востоковедение в истории военной службы России.
- Билет № 53 прикладное востоковедение в истории миссионерской службы России.
- Билет № 54 прикладное востоковедение в ссср.
- Билет № 55 Прикладное востоковедение сегодня.