logo
kulturol_posobie_Anokhina

3.Основные характеристики культуры времени перестройки.

В это же время имели место протестные явления в области культуры. Особенно по поводу значимости или ненужности метода социалистического реализма. Носителем их можно назвать издаваемый в 1978 г. литературно-художественный альманах «Метрополь» (В. Аксенов, А. Битов, Ф. Искандер, В. Ерофеев). После запрещения властью использования деятелями культуры аполитичной идеологии, некоторые покинули Родину. Так были высланы и лишены советского гражданства А. Солженицын, А. Зиновьев, покинули СССР Ростропович и Г. Вишневская, которые также были лишены советского гражданства. Выехали из страны Ю.Любимов, режиссер А. Тарковский, художники О. Целков, А. Шемякин, поэты И. Бродский, Н. Коржавин, А. Галич, писатель В. Некрасов, В. Набоков.

Ярким проявлением протестного поведения было песенное творчество В.С. Высоцкого. Никаких званий он не получил. Но глубокое понимание народного духа, его исторических корней, широта охвата жизни сделали его популярным, уважаемым поэтом-песенником, актером.

Заметным явлением в культуре, так скажем знаковым, явились некоторые позиции деятелей литературы.

Так в 1987 году десять высланных ранее из СССР писателей и других опубликовали на Западе письма с выражением сомнения о возможности реформирования советской системы. Авторы его Ю. Любимов, В. Аксенов, В. Максимов, Э.Неизвестный.

С другой стороны в СССР было опубликовано письмо преподавателя ленинградского ВУЗа Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами», где она показывает движущие силы, которые готовятся к уничтожению СССР, они лишат народ работы, разрушат хозяйство страны, уничтожат культуру. Она утверждала, что в стране работает «Пятая колонна», которая как крот подтачивает основы советского строя, разлагает молодежь, разлагает СМИ и делают их пристанищем предателей и перестройщиков. Она доказывала, что СССР погибнет из-за предательства прежде всего, продажной интеллигенции, поскольку она всегда была податлива чужому влиянию, и власти придерживающих, проводящих линию Запада.

Примерно так понимали развернутую разрушительную деятельность ряда работников культуры писатели, художники-патриоты В. Распутин, Ю. Бондарев, В. Белов, В. Солоухин, В. Личутин, художник И. Глазунов, журналисты А.Проханов, В.Брондаренко, В.Чикин и другие.

Итоги перестройки не проявили себя обнаружить. Разрушен Советский Союз, разрушена промышленность, уничтожены колхозы и совхозы на земле, 36 млн. га не возделываются, страна сильно зависит от продовольствия других стран, государственная собственность разворована приближенными к власти, вооружению и армии страны нанесен пока невосполнимый урон, появилось множество безработных, до 4 млн. беспризорных детей, страна поражена наркоманией, безразличием к судьбам народа, детей.

Существенные изменения произошли в культурной сфере российского общества в период перестройки. Это выразилось в ряде явлений, касающихся положения культуры в обществе, объемов ее финансирования, отношения к классической культуре и ее создателям, резкого понижения функций культуры, сужения пространства и объемов функционирования национальной российской культуры и расширение объема культирования культуры других стран, порою сомнительного, низкого качества.

В числе факторов и процессов, имеющих место в современной российской культуре, можно отметить такие, как:

Не случайно 2007 год был объявлен президентом России годом русского языка.

Повсеместно введено платное образование. Россия изменила отношение к науке: потеряно 10% уникального научного оборудования после развала СССР (лаборатории, обсерватории, биостанции). На науку средств выделяется в 30 раз меньше. За год, начиная с 1993 года ежегодно уезжает до 3,5 тыс. человек высокой квалификации и ученых. В школах не хватает 13,5% учителей.

Исследователи утверждают, что возрождению интереса у населения к социокультурным вопросам, постижению им культурных ценностей может помочь ряд мер.

  1. Локализация деятельности учреждений культуры через создание социальных центров культурной работы.

  2. Стимулирование занятий творчеством, что будет способствовать развитию внутреннего потенциала личности.

  3. Расширение возможностей для доступа населения к культурным ценностям, возвращение учреждений образования, спорта, культуры для бесплатного пользования ими детей.

  4. Сохранение традиционных и художественных ценностей, их обновление и распространение.