3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
В это же время имели место протестные явления в области культуры. Особенно по поводу значимости или ненужности метода социалистического реализма. Носителем их можно назвать издаваемый в 1978 г. литературно-художественный альманах «Метрополь» (В. Аксенов, А. Битов, Ф. Искандер, В. Ерофеев). После запрещения властью использования деятелями культуры аполитичной идеологии, некоторые покинули Родину. Так были высланы и лишены советского гражданства А. Солженицын, А. Зиновьев, покинули СССР Ростропович и Г. Вишневская, которые также были лишены советского гражданства. Выехали из страны Ю.Любимов, режиссер А. Тарковский, художники О. Целков, А. Шемякин, поэты И. Бродский, Н. Коржавин, А. Галич, писатель В. Некрасов, В. Набоков.
Ярким проявлением протестного поведения было песенное творчество В.С. Высоцкого. Никаких званий он не получил. Но глубокое понимание народного духа, его исторических корней, широта охвата жизни сделали его популярным, уважаемым поэтом-песенником, актером.
Заметным явлением в культуре, так скажем знаковым, явились некоторые позиции деятелей литературы.
Так в 1987 году десять высланных ранее из СССР писателей и других опубликовали на Западе письма с выражением сомнения о возможности реформирования советской системы. Авторы его Ю. Любимов, В. Аксенов, В. Максимов, Э.Неизвестный.
С другой стороны в СССР было опубликовано письмо преподавателя ленинградского ВУЗа Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами», где она показывает движущие силы, которые готовятся к уничтожению СССР, они лишат народ работы, разрушат хозяйство страны, уничтожат культуру. Она утверждала, что в стране работает «Пятая колонна», которая как крот подтачивает основы советского строя, разлагает молодежь, разлагает СМИ и делают их пристанищем предателей и перестройщиков. Она доказывала, что СССР погибнет из-за предательства прежде всего, продажной интеллигенции, поскольку она всегда была податлива чужому влиянию, и власти придерживающих, проводящих линию Запада.
Примерно так понимали развернутую разрушительную деятельность ряда работников культуры писатели, художники-патриоты В. Распутин, Ю. Бондарев, В. Белов, В. Солоухин, В. Личутин, художник И. Глазунов, журналисты А.Проханов, В.Брондаренко, В.Чикин и другие.
Итоги перестройки не проявили себя обнаружить. Разрушен Советский Союз, разрушена промышленность, уничтожены колхозы и совхозы на земле, 36 млн. га не возделываются, страна сильно зависит от продовольствия других стран, государственная собственность разворована приближенными к власти, вооружению и армии страны нанесен пока невосполнимый урон, появилось множество безработных, до 4 млн. беспризорных детей, страна поражена наркоманией, безразличием к судьбам народа, детей.
Существенные изменения произошли в культурной сфере российского общества в период перестройки. Это выразилось в ряде явлений, касающихся положения культуры в обществе, объемов ее финансирования, отношения к классической культуре и ее создателям, резкого понижения функций культуры, сужения пространства и объемов функционирования национальной российской культуры и расширение объема культирования культуры других стран, порою сомнительного, низкого качества.
В числе факторов и процессов, имеющих место в современной российской культуре, можно отметить такие, как:
деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру. В содержательном плане это приводит, с одной стороны, к определенной свободе творчества и свободе выбора в сфере культуры, с другой – к потере контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителю культурной продукции, будь то популярная литература многочисленные образовательные заведения, или средства массовой информации.
приватизация и коммерциализация культуры. В настоящее время этот процесс имеет однобокую направленность: вновь образовавшийся российский капитал предпочитает пока вкладывать свои средства в весьма специфическую, но высокодоходную область - эротическую и детективно-развлекательную индустрию, средства массовой информации;
потеря интереса к дореволюционному и современному культурному наследию, одновременно рост интереса к религии и церкви;
обособление национальных культур и использование их в качестве инструмента политики, средства завоевания доверия избирателей;
усиление культурно-коммуникативной апатии, ослабление интереса к чтению в пользу визуальных, зрелищных форм (телевидение, видео), падение посещаемости театров, музеев, библиотек;
особую озабоченность вызывает состояние русского языка, который можно рассматривать как индикатор культуры. Он организует характер и способ восприятия реальности. За несколько десятилетий в русском языке произошли глубинные изменения, которые привели к снижению уровня грамотности, к распространению «официального полуязычия», к росту сквернословия и широкому употреблению «матерной смазки» в обыденной речи. Эти позиции существенно засоряют и снижают значимость русского языка как языка государственного, языка межнационального общения народов России.
Не случайно 2007 год был объявлен президентом России годом русского языка.
Повсеместно введено платное образование. Россия изменила отношение к науке: потеряно 10% уникального научного оборудования после развала СССР (лаборатории, обсерватории, биостанции). На науку средств выделяется в 30 раз меньше. За год, начиная с 1993 года ежегодно уезжает до 3,5 тыс. человек высокой квалификации и ученых. В школах не хватает 13,5% учителей.
Исследователи утверждают, что возрождению интереса у населения к социокультурным вопросам, постижению им культурных ценностей может помочь ряд мер.
Локализация деятельности учреждений культуры через создание социальных центров культурной работы.
Стимулирование занятий творчеством, что будет способствовать развитию внутреннего потенциала личности.
Расширение возможностей для доступа населения к культурным ценностям, возвращение учреждений образования, спорта, культуры для бесплатного пользования ими детей.
Сохранение традиционных и художественных ценностей, их обновление и распространение.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры