logo
kulturol_posobie_Anokhina

Тема 2. Исторические типы культуры

Основные категории: архаика, гармония, конформизм, цивилизация, евразийство, культурно-исторический тип, модернизация, антитеза, антропогенезес, социогенезис, культурогенезис.

План

  1. Понятие культурно-исторического типа. Мыслители о периодах культурного развития.

  2. Теория локальных цивилизаций.

  3. Хозяйственно-культурные типы.

1. Понятие культурно-исторического типа.

Мыслители о периодах культурного развития

Рассматривая что такое культурно-исторический тип, характеризующие его категории, следует обратить внимание на многообразие мнений учёных историков, культурологов по данной проблеме. Например, культурно-исторические типы понимаются как: линейная и многомерная эволюция – Спенсером, Дж. Стюартом; внутренняя логика исторического процесса – Гегелем; линейное понимание культурного процесса – О. Контом; теория локальных замкнутых цивилизаций – Н. Данилевским, О. Шпенглером; формационная характеристика культур – К. Марксом; антитезиса культурно-исторических типов Восток – Запад – М. Вебером.

Исторический процесс как сложный, диалектически противоречивый был и остается до сегодняшнего времени предметом внимания, изучения, исследования многих зарубежных и отечественных ученых.

Учёные многих стран, изучая культуру различных народов, систематизировали характерные её признаки, выделили на основе полученных данных определенные её типы, соответствующие определённым историческим рамкам.

Культурно-историческим типом считается основная единица исторического процесса, которой свойственно зарождение, развитие, расцвет, функционирование, угасание, гибель. Это исторически сложившаяся конкретная форма и способ существования мировой культуры.

В истории существовали народы – творцы, самостоятельные цивилизации, культурно-исторические типы, составляющие неподдельный интерес современных народов.

В числе теорий об исторических типах культуры можно отметить следующее:

  1. Теория Огюста Конта - французского социолога о линейном, стадийном развитии исторического процесса, зависящего от уровня наращивания человеческого интеллекта, познающего мир. Представления о мире в данном случае укладываются в три стадии развития общественного сознания - теологическую, метафизическую, научную или позитивную. Им в историческом процессе соответствуют - Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время. Схема культуры укладывалась длительное время в периоды: родового и общинного строя, феодализма и капитализма.

  2. Культурно - исторические типы по Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю соответствуют поэтапному развитию духа и свободы, которые представляют себя в трех формах: субъективная форма - личность, объективная форма – общество, абсолютная форма - культура как абсолютный дух. Абсолютный дух представлен искусством, религией, философией. По Ф. Гегелю, борьба между разумной свободой, существующей лишь в возможностях, и произволом в обществе разрешается во всемирной истории. Объективная стадия развития духа, по Гегелю, проходит так же три стадии. Линейная свобода как правление одного дает восточная деспотия. Свобода каждого гражданина обеспечивается республикой, но может базироваться на рабстве. Свобода всех подразумевается как народная стадия развития духа и олицетворяется в монархии.

В понимании Ф. Гегеля культурные типы представлены в трёх: восток, римский и греческий тип, германский мир. Отмечаются они степенью овладения духом свободы. Он писал, что восток знал и знает, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны.

Придавая абсолютное значение духу и воле, Ф. Гегель утверждал, что созданное каждым поколением в области науки и духовной деятельности есть наследие, рост которого является результатом сбережений всех предшествовавших поколений, святилище, в котором все человеческие поколения благодарно и радостно поместили все то, что они обрели в глубинах природы и духа.

  1. Эволюционистская школа – содержит идею единства человеческого рода и, следовательно, вытекающего отсюда единообразия развития культуры; прямая однолинейность развития – от простого к сложному; психологическое обоснование явлений общественного строя и культуры; выведение законов развития этих явлений из психических свойств индивида. Отсюда вывод, что многообразные формы культуры в своей сути тождественны как способ единой человеческой деятельности. Представителями этой школы являются английский этнограф Эдуард Тайлор, американский этнограф Льюис Морган, английский этнограф и фольклорист Джеймс Фрезер.

Кроме них в эволюционистской школе оставили самостоятельные суждения о культурно-исторических типах:

Английские учёные – Герберт Спенсер, Мак Леннан, Джон Леббок

Французский учёный – Шаоль Лутерно