Тема 2. Исторические типы культуры
Основные категории: архаика, гармония, конформизм, цивилизация, евразийство, культурно-исторический тип, модернизация, антитеза, антропогенезес, социогенезис, культурогенезис.
План
Понятие культурно-исторического типа. Мыслители о периодах культурного развития.
Теория локальных цивилизаций.
Хозяйственно-культурные типы.
1. Понятие культурно-исторического типа.
Мыслители о периодах культурного развития
Рассматривая что такое культурно-исторический тип, характеризующие его категории, следует обратить внимание на многообразие мнений учёных историков, культурологов по данной проблеме. Например, культурно-исторические типы понимаются как: линейная и многомерная эволюция – Спенсером, Дж. Стюартом; внутренняя логика исторического процесса – Гегелем; линейное понимание культурного процесса – О. Контом; теория локальных замкнутых цивилизаций – Н. Данилевским, О. Шпенглером; формационная характеристика культур – К. Марксом; антитезиса культурно-исторических типов Восток – Запад – М. Вебером.
Исторический процесс как сложный, диалектически противоречивый был и остается до сегодняшнего времени предметом внимания, изучения, исследования многих зарубежных и отечественных ученых.
Учёные многих стран, изучая культуру различных народов, систематизировали характерные её признаки, выделили на основе полученных данных определенные её типы, соответствующие определённым историческим рамкам.
Культурно-историческим типом считается основная единица исторического процесса, которой свойственно зарождение, развитие, расцвет, функционирование, угасание, гибель. Это исторически сложившаяся конкретная форма и способ существования мировой культуры.
В истории существовали народы – творцы, самостоятельные цивилизации, культурно-исторические типы, составляющие неподдельный интерес современных народов.
В числе теорий об исторических типах культуры можно отметить следующее:
Теория Огюста Конта - французского социолога о линейном, стадийном развитии исторического процесса, зависящего от уровня наращивания человеческого интеллекта, познающего мир. Представления о мире в данном случае укладываются в три стадии развития общественного сознания - теологическую, метафизическую, научную или позитивную. Им в историческом процессе соответствуют - Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время. Схема культуры укладывалась длительное время в периоды: родового и общинного строя, феодализма и капитализма.
Культурно - исторические типы по Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю соответствуют поэтапному развитию духа и свободы, которые представляют себя в трех формах: субъективная форма - личность, объективная форма – общество, абсолютная форма - культура как абсолютный дух. Абсолютный дух представлен искусством, религией, философией. По Ф. Гегелю, борьба между разумной свободой, существующей лишь в возможностях, и произволом в обществе разрешается во всемирной истории. Объективная стадия развития духа, по Гегелю, проходит так же три стадии. Линейная свобода как правление одного дает восточная деспотия. Свобода каждого гражданина обеспечивается республикой, но может базироваться на рабстве. Свобода всех подразумевается как народная стадия развития духа и олицетворяется в монархии.
В понимании Ф. Гегеля культурные типы представлены в трёх: восток, римский и греческий тип, германский мир. Отмечаются они степенью овладения духом свободы. Он писал, что восток знал и знает, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны.
Придавая абсолютное значение духу и воле, Ф. Гегель утверждал, что созданное каждым поколением в области науки и духовной деятельности есть наследие, рост которого является результатом сбережений всех предшествовавших поколений, святилище, в котором все человеческие поколения благодарно и радостно поместили все то, что они обрели в глубинах природы и духа.
Эволюционистская школа – содержит идею единства человеческого рода и, следовательно, вытекающего отсюда единообразия развития культуры; прямая однолинейность развития – от простого к сложному; психологическое обоснование явлений общественного строя и культуры; выведение законов развития этих явлений из психических свойств индивида. Отсюда вывод, что многообразные формы культуры в своей сути тождественны как способ единой человеческой деятельности. Представителями этой школы являются английский этнограф Эдуард Тайлор, американский этнограф Льюис Морган, английский этнограф и фольклорист Джеймс Фрезер.
Кроме них в эволюционистской школе оставили самостоятельные суждения о культурно-исторических типах:
Английские учёные – Герберт Спенсер, Мак Леннан, Джон Леббок
Французский учёный – Шаоль Лутерно
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры