logo
9

Остров Пасхи

Остров Пасхи дает более чем убедительное доказательство тому, что правда иной раз бывает фантастичнее самого причудливого вымысла. Этот остров вулканического происхождения имеет форму треугольника со сторонами 16, 18 и 24 километра и заброшен в тихоокеанских просторах за тысячи миль от ближайшей человеческой цивилизации. Когда на Пасху 1722 года сюда впервые прибыли европейцы, они первым делом увидели расставленные на берегу лицом к суше гигантские каменные статуи. Местные жители встречали чужеземцев неодинаково. Одни приветственно махали кораблю руками и разжигали костры, другие держались недоверчиво и собирали камни, явно намереваясь защищаться. Когда капитан Рогтевен и его голландская команда сошли на берег, они уже вскоре обнаружили, что на острове мирно сосуществуют представители трех различных рас. Здесь были чернокожие, краснокожие и, наконец, совершенно белые люди. У некоторых из них были утрированно длинные мочки ушей, крашенные чем-то вроде грузил, и они относились к каменным идолам с подчеркнутым почтением. Если не принимать во внимание их странную привычку красть все, что придется, вели они себя очень приветливо и дружелюбно. Однако из-за этой тяги к воровству вскоре между голландцами и местными жителями вспыхнул конфликт, в ходе которого солдаты застрелили нескольких «дикарей». Путешественники почти не увидели на острове женщин, большинство населения их явно побаивалось и укрывалось в подземных норах. На следующий день голландцы покинули остров.

В 1770 году на острове побывала испанская экспедиция из Перу и сообщила примерно то же самое. Обитатели острова Пасхи по-прежнему были дружелюбны и мирно возделывали свои земли. Однако четыре года спустя, когда здесь пристал капитан Кук, картина была совершенно иная. Земли были в запустении, жители выглядели угрюмо и подавленно, к тому же теперь - в отличие от прошлых лет - они носили оружие, деревянные дубинки и дротики. Большие каменные статуи были опрокинуты и, похоже, никто больше им не поклонялся. В XIX веке остров стал излюбленным угодьем охотников за рабами, а в 1862 году после особенно жестокого набега перуанских работорговцев его население сильно сократилось.

Наконец, после того как здешняя культура была почти полностью уничтожена, на остров прибыли европейцы, вознамерившиеся эту культуру изучать. Миссионеры-священники пытались обратить местных жителей в христианство и отучить их от поклонения божеству, которое они называли Мак-Маком. Именно в ходе этих попыток были обнаружены маленькие фигурки божков, которые стояли у жителей острова в хижинах.

Еще некоторое время спустя, были найдены деревянные таблички с вырезанными письменами. Большинство из них европейцы в пылу борьбы с ложными языческими верованиями разбили и сожгли, но немногие все же чудом сохранились. Эти таблички, называемые ронго-ронго, испещрялись письменами сперва слева направо, а потом в обратном порядке - справа налево. Однако расшифровать начертанные на них знаки не удалось и поныне.

Но самым увлекательным и таинственным открытием на острове Пасхи были все же гигантские каменные статуи, именуемые местными жителями моаи. Многие из них достигают в высоту от 4 до 10 метров и весят до 20 тонн. Отдельные имеют еще большие размеры, их вес превышает 90 тонн. У них очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног. У некоторых на головах «шапки» из красного камня. На каменоломне обнаружено несколько недоделанных статуй.

Было высказано множество догадок о том, каким образом древние жители острова перемещали этих тяжеленных каменных колоссов. (Потомки островитян уверяли, что эти гиганты передвигаются сами.) После долгих исследований и экспериментов удалось выяснить, что у всех статуй очень низкий центр тяжести, и это позволяет примерно 15 мужчинам довольно быстро устанавливать их в вертикальное положение при помощи канатов. Любопытно, что в языке островитян есть слово, обозначающее медленное продвижение без помощи ног.

Таким образом, тайна изготовления этих статуй и их транспортировки, похоже, все-таки разгадана. Но великое множество вопросов по-прежнему остается без ответов.

Норвежский ученый, археолог и антрополог Тур Хейердал длительное время подробно исследовал таинственные статуи острова Пасхи, Его экспериментальные парусные путешествия на деревянном плоту «Кон-Тики» и на тростниковом челне «Раll» доказали, что преодоление больших водных пространств было возможно и в условиях примитивной древней цивилизации. Удалось установить несомненную связь между племенами, обитающими возле Тиуанако на берегах озера Титикака, и жителями острова Пасхи. Но, похоже, определенные контакты были и с перуанцами, поскольку испанцы слышали в Перу древние сказания о дальнем острове на западе. Первые европейцы, высадившиеся на острове Пасхи, обнаружили, что местные жители используют в хозяйстве тростник, выращивают сладкий картофель и юкку - растения, родина которых - Южная Америка, Предания острова Пасхи рассказывают о двух человеческих расах - «длинноухих», что пришли с востока, и «короткоухих», прибывших позднее с противоположной стороны, с запада. Это позволяет предположить, что первые жители острова - выходцы из Латинской Америки. Затем, по-видимому, сюда добрались полинезийцы и подчинили себе «длинноухих».