logo
26-86

1.5.2. Типы культурных изменений. Прогресс в культуре

Под культурной изменчивостью понимают свойство самообновления культуры, включая развитие, деградацию или десемантизацию (утрату смысла) отдельных ее черт или целых комплексов. Причинами куль­турной изменчивости являются:

+ адаптация к изменившимся внешним условиям бытия сообществ; + необходимость разрешения накопившихся внутренних противоре­чий;

+ творческая инициатива отдельных личностей.

Изменчивость может иметь прогрессивную направленность, а может быть и деградирующей. Последняя связана со снижением функциональной эффективности тех или иных объектов и структур. Десемантизация объекта — это утрата его первоначального смысла, перемена этого смысла или переинтерпретация данного содержания объекта в общественном сознании. Преобладание статики над культур­ной динамикой неизбежно ведет к культурному застою. Правда, раз­рушительные кризисы не проходили даром — культура регрессирует, упрощается.

Культурный застой — это состояние длительной неизменности куль­туры, при котором резко ограничиваются или запрещаются нововведе­ния. Нормы, ценности, способы деятельности, идеалы воспроизводятся практически в неизменном виде. Общество «консервируется», огражда­ясь от внешних воздействий «китайской стеной» изоляционизма, а от внутренних изменений — при помощи жестокого контроля со стороны различных социальных институтов — государства, церкви, системы об­разования и т. д. В состоянии застоя культура может находиться на про­тяжении как короткого по историческим масштабам, так и длительного времени. Конечно, здесь происходят некоторые культурные изменения, однако они не выходят за рамки существующих традиций.

Тенденции к самоизоляции, консервации традиций и культурных норм проявляются прежде всего в маленьких, локальных этнических или религиозно-сектантских группах. До сих пор в тропической Африке или в южно-американских джунглях находят племена, не имеющие контактов с «большим миром» и остановившиеся в своем социальном и культурном развитии на уровне каменного века. Но в состоянии застоя могут оказаться и высокоразвитые цивилизации — вспомним Древний Египет эпохи фараонов или культуры майя и ацтеков. Стагнация в этой сфере неизменно ведет к деградации общества.

Культурный застой, сопровождающийся процессом разрушения господствовавших в обществе культурных норм, правил и способов по­ведения, ведет к обнажению старых, архаических пластов культурной жизни. Более примитивные начала культуры выдвигаются на первый план и замещают культурный вакуум, возникший в ходе разрушения старых основ общественной жизни. Процесс «варваризации», связан­ный с обнажением архаичных слоев культуры, вплоть до первобытного противопоставления «мы»—«они», также не способствует существова­нию общества в качестве со-общества людей. Жизнь как бы опрокиды­вается в свое доисторическое прошлое. Под варваризацией понимается культурный процесс, в ходе которого достигнутое духовное содержание самой высокой пробы исподволь разрушается и вытесняется элемен­тами низшего содержания.

Возникновение аномии (состояния разложения системы ценностей, апатии и разочарования) в условиях социокультурного кризиса ведет к варваризации общества. Французский историк Э. Ладюри утверждал, что хаотизация общественной жизни ведет к крайней неустойчивости настроений людей, которые склонны к иррациональным взрывам воз­мущения, жестокости. В этот период место разрушенных норм и мен­тальных установок занимает примитивный пласт сознания.

Социокультурная деградация выражается в подмене сословного мышления или мышления устойчивых социальных групп с их опре­деленными ценностными ориентирами примитивизированным созна­нием неклассических или негрупповых типов человеческих общностей. В этих условиях активны, как правило, низшие, люмпенизированные слои общества, объединенные в толпу. «Эффект толпы» исследовали еще Лебон, Тард и Сигеле, которые показали примитивный и даже па­тологический уровень психики всякой толпы и массы. Г. Тард считал, что толпа — это негативное и активно действующее сплоченное мно­жество индивидов. Критическое отношение личности к действитель­ности, к происходящим событиям снижается. Толпа заряжена прежде всего разрушительной энергией против кого-либо, в ней преобладают примитивные реакции подражания и психического заражения. Эта имитационная реакция, как показал Б. Ф. Поршнев, присуща в первую очередь стадным животным и представляет атавизм у человека.

Не всякие культурные изменения ведут к выходу из состояния культурного застоя. Культурная динамика — это всегда целостный, упо­рядоченный процесс, имеющий направленный характер. Его не следует путать с понятием «культурные изменения», которые предполагают любые трансформации в культуре. Если брать историю развития об­щества, то культурная динамика может реализоваться в следующих

основных видах: поступательно-линейном и циклическом. Цикличе­ские изменения отличаются, например, от эволюционных тем, что они повторимы. Если исследовать культурную динамику внутри общества, то можно говорить о возникновении культурных явлений, их распро­странении, функционировании.