logo
Лекции для экзамена

Билет № 7 Методика организации школьного театрализованного представления.

Главное отличие ТП от других жанровых форм досуга состоит в том, что оно имеет очень много общего с драматургией, чего нельзя сказать о концертах, вечерах и т.д. В ТП, также как и в пьесе должен быть сюжет, развернутое действие, сквозные герои. Дети на сцене не поют и играют, как в концертных формах, от своего настоящего лица, а выступают от лица персонажей. Монологи и диалоги персонажей выстраиваются в соответствии с заданным сюжетом, а действия на сцене выстраиваются не спонтанно, а согласно конфликту, заложенному в сюжете. Т.Е. сценаристу следует придумать противоборство героев, между которыми происходят столкновения, споры, диалоги. Педагогу-организатору порой бывает сложно придумать сюжет театрализованного представления. Иногда не хватает сценарных навыков, режиссерских знаний, практики. Но педагог всегда находится в состоянии творческой активности, многое постигает в процессе работы с детьми, многое видит в кино, театре, и порой, не зная теории, на практике достигает поистине высокого художественного уровня.

Нельзя забывать о том, что полностью ТП отождествлять со спектаклем нельзя. Спектакль живет по своим законам, зритель в театре только зритель, в зритель в ТП - участник. Например, во время праздников Масленницы, где есть традиционный народный сюжет встречи Зимы и Весны, у каждой из которых есть свита, есть два лагеря, которые вступают в спор или открытую борьбу. На этом конфликте строится сюжет и все дальнейшее действие. А по ходу действия между репликами главных героев- зрители участвуют в сожжении чучела, в конкурсах, играх, розыгрышах. Все эти приемы придумываются педагогом-организатором, сценаристом, чтобы превратить зрителей в участников и тем самым дать каждому возможность – почувствовать особое, активное празднование. Но все действия происходят в рамках сюжета и на протяжении всего ТП главными остаются сквозные герои.

Сценарист и режиссёр в ТП – это чаще всего руководитель творческой группы детей, выступающий в двух ипостасях.

В сюжетную основу сценария ТП включается не только худ.материал: стихи, песни, танцы – но и фактический материал из жизни конкретного творческого коллектива, что делает само ТП более интересным для детской аудитории. Сюжетом для ТП может стать знакомый сюжет сказки, детской книги, фильма, мультфильма. Узнаваемая основа сценария – всегда выигрышный материал для подобного мероприятия.

Порой при составлении сценария режиссёру ТП помогает образный сквозной прием. Это может быть: путешествие по сказкам, космическое путешествие, необычные уроки, соревнования, воображаемое перемещение из одного времени в другое, экскурсии, телепередачи, и т.д.

Замысел ТП всегда рождается по разному, но с чего бы работа не начиналась - должны быть определены следующие компоненты замысла ТП:

- тема

- идея

- сверхзадача

Нельзя забывать о зрелищной стороне сценария ТП, его динамичности, занимательности. Детская аудитория не терпит монотонной подачи материала. Поэтому педагогу-организатору приходится быть изобретательным и максимально разнообразить приемы и средства воздействия на эмоциональную сферу зрителей.

ТП с продуманным и хорошо организованным сюжетом и сквозным действием представляет собой процесс художественно-педагогического воздействия и на участников, и на юных зрителей.