logo
УМК История кино и телевидения 2013

История кино

Учебно-методический комплекс

Тюмень

2011

Рецензент: Т. И. Борко, доктор философских наук, профессор ТюмГУ.

История кино: учебно-методический комплекс / автор-составитель Н. П. Соколова; Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий,

кафедра истории, искусствоведения и музейного дела

Оглавление

Пояснительная записка 5

Тематический план курса «История кино» 7

Тематический план курса «История кино» 8

Содержание курса 9

Конспект лекций 12

Введение. Основы киноискусства 12

Часть I. Основы теории кино 16

Тема 1. Особенности языка киноискусства. Организационная структура кинопроцесса 16

1.1. Особенности языка киноискусства 16

Тема 2. Виды и жанры современного киноискусства 26

Часть II. История кино 31

Тема 1. 1895–1919 гг.: Поиски киноязыка 31

Раздел 1. Первые шаги европейского кино 31

Раздел 2. Кинематограф США: 1895–1919 гг. 33

Раздел 3. Начало кинематографа в России 36

Тема 2. 1920-е: Время, вперед! 38

Раздел 1. Рождение и взлет советского кино 38

Раздел 2. Экспериментаторство в Европе 42

Раздел 3. Американское кино 20-х годов 48

Тема 3. 1930-е: Опасная игра 55

Раздел 1. Золотой век Голливуда 55

Раздел 2. Европейское кино 70

Раздел 3. Веселые дни советского кино 84

Тема 4. 1940-е: Глубина резкости. 1950-е: Конец невинности 93

Раздел 1. Европа: Новые реалии и старые традиции 93

Раздел 2. Голливуд: «Охота на ведьм» и широкий экран 106

Раздел 3. СССР: период «малокартинья». Мировой дебют японского кино 114

Тема 5. 1960-е: Прекрасный бунт 120

Тема 6. 1970-е: Ночи в стиле буги. 1980-е: Роскошь из пластмассы 143

Тема 7. 1990-е: Возможно все 153

Тема 8. 2000-е: Игра по правилам. Кино XXI века 166

Библиографический список 174

Справочная литература 174

Основная литература 175

Контрольные вопросы 178

Темы рефератов 179

Приложения 182

Периоды (этапы) истории киноискусства 182

Основные этапы развития киноязыка 182

Лучшие фильмы всех времен и народов 183

Список 100 лучших фильмов 184

Лучшие фильмы по Сьюзен Зонтаг 185

Лучшие мюзиклы 186

Лучшие романтические комедии 187

Кино в Интернете 191

Журналы о кино. Кино в журналах 193

Выдающиеся историки и теоретики кино 194

Пояснительная записка

Возникновение кинематографа явилось закономерным этапом в истории художественной культуры человечества. Обладая свойствами «зримой литературы», «движущейся живописи», «цветомузыки», кинематограф отвечал потребности в синтетической форме творчества, расширяющей потенциал образной выразительности. Кино – это не только искусство, но и средство информации, документатор, фиксатор событий, своеобразный архив. А также средство массовой коммуникации, являющееся важнейшим фактором социальной жизни. Эти функции кинематографа, проявившиеся с самого раннего периода, стали особенно очевидны в современной культуре ХХI века. Кино остается лидирующим видом искусства.

Педагоги, социологи, психологи, культурологи России единодушно отмечают тот факт, что на рубеже XXI века произошла окончательная переориентация молодежной аудитории от печатного текста к аудиовизуальному. Исследователи сравнивают ситуацию, в которую попала современная российская молодежь, с «девятым информационным валом», последствия которого трудно предугадать. Поэтому столь актуальным является решение внедрения в образовательную практику российских школ, колледжей и вузов системы медиаобразования. Под медиаобразованием понимается процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей индивида, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

Повсеместное распространение медиа и появление новых информационных технологий, по мнению теоретиков и практиков медиаобразования, позволяют в современных условиях успешно применять и развивать практически все существующие отечественные модели медиаобразования, интегрировать и синтезировать их. Примером подобной интеграции указанных моделей может служить данный курс «История кино».

В 2005 г. произошел настоящий прорыв в отечественном киноведении. Впервые одновременно вышло два учебника: «История зарубежного кино (1945–2000)» и «История отечественного кино». Основательные учебники, написанные ведущими российскими киноведами, в первую очередь адресованы студентам кинематографических вузов, изучающим подобный курс в течение нескольких учебных семестров.

Данный учебно-методический комплекс предназначен для более широкой студенческой аудитории. Более того, в комплексе дана попытка культурологического подхода к истории и теории кино, при котором эволюция кинематографа рассматривается в многообразном культурном контексте. Представленный материал организован исходя из хронологически-исторического принципа. Границы этапов кинопроцесса совпадают с социальными рубежами. Вертикальное хронологическое построение курса дополняется горизонтальными срезами, рассматривающими историю различных национальных кинематографий.

При подготовке комплекса учитывался государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства.

Особое внимание уделено не только специфике кино, но и межпредметным связям – с культурологией, эстетикой, историей театра, изобразительным искусством, музыкой, историей танца.

Курс предусматривает чтение лекций, просмотр видеоматериалов, выполнение творческих работ, подготовку докладов, самостоятельную работу над источниками и литературой. Для студентов специальности «Народная художественная культура» и «Хореографическое искусство» курс рассчитан на 34 аудиторных часа, для студентов специальностей «Актерское искусство» и «Социально-культурная деятельность». Курс завершается зачетом.

История кино многослойна. Она включает в себя историю развития кинотехники и системы кинопроизводства, становления киноязыка, теории кино и самой концепции искусства экрана. Вряд ли возможно написать абсолютно полную историю кино, поэтому автор-составитель оставляет за собой право отбора материала. Это относится и к отдельным страницам истории кино, и к персоналиям художников кино.