logo
Б

1. Определение лирических внеобрядовых песен

Лирика — поэтический род устного художественного творче­ства. В народной лирике слово и мелодия (пение) нераздельны.

Главное назначение лирических песен — раскрывать мироощу­щение народа путем непосредственного выражения его чувств, мыслей, впечатлений, настроений.

Большинство исследователей склоняется к мысли, что лири­ческие песни возникли в недрах обряда, отделившись от песен заклинательных и величальных, от причитаний. Уже к XV— XVI вв. лирические песни существовали вполне самостоятель­но, со своим крутом тем и со своими принципами художествен­ной типизации жизни. Определенный пласт лирических песен остался в рамках обрядовой поэзии; вместе с тем оформился огромный внеобрядовый песенный репертуар, который выразил характерные переживания русского человека в разных жизнен­ных ситуациях. Народные песни, обрядовые и внеобрядовые, звучали практически всегда и везде — русские много пели, лю­били и ценили.песню.

"Покажите мне народ, — писал Н. В. Гоголь, — у которого было бы больше песен. Наша Украина звенит песнями. По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек. Все дорожное: дворянство и недворянство — летит под песни ямщиков. У Черного моря безбородый, смуглый, с смолистыми усами казак, заряжая пищаль свою, поет старинную песню; а там, на другом конце, верхом, на плывущей льдине, русский промышленник бьет острогой кита, затягивая песню. У нас ли не из чего составить своей оперы?"1

Лирические внеобрядовые песни знал любой человек — один больше, другой меньше — и исполнял их в минуты радости или печали. Традиционным было пение без музыкального сопровож­дения. Существовали песни сольные и многоголосные.

С давних времен у русских сложилась традиция петь хором — на посиделках, на вечеринках, на свадьбе, в хороводе. Хоры были женские, мужские и смешанные, пожилых людей и молодежи. У каждого хора, у каждой возрастной группы был свой реперту­ар. Он мог изменяться в связи с изменением обстановки (на­пример: конец мирной жизни — начал) войны, период войны, снова мир). Нередко благодаря хору песни получали широкое распространение.

В любом хоре выделялись наиболее одаренные певцы, кото­рые являлись главными хранителями, исполнителями, а иногда и создателями песен.

Талантливых певцов в народной среде было очень много, однако лишь о некоторых из них имеются случайные, зачастую скудные сведения. Среди них певица конца XVIII в., крепостная графа Шереметева (впос­ледствии его жена) Параша Кузнецова (Жемчугова); крестьянка Воро­нежской губ., запевала в первом составе хора М. Е. Пятницкого Ари-нушка Калабаева; крестьянка Смоленской обл. Аграфена Ивановна Глин-кина (она сама приехала в Москву, в Союз композиторов, и привезла свои песни; в 1969 г. часть их была опубликована в сборнике "Народные песни Смоленской области, напетые А. И. Глинкиной").