I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
1. Иерархия уровней культуры.
2. Культурные универсалии.
3. Взаимодействие доминирующей культуры и субкультур.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: уровни культуры: индивидуальная, обще-человеческая, региональные, национальные, локально-региональные, субкультуры; доминирующая культура; контркультура; универсалии культуры: традиции, обычаи, нормы, ценности, идеалы, язык, верования.
1. В культурологии существует подход, согласно которому культура в глобальном смысле подразделяется на индивидуальную и социальную (культуру общества). Такое деление относят к уровням культуры, которые, в свою очередь, существуют в определенной взаимосвязи и иерархии.
Базовым или низшим уровнем культуры является индивидуальная (персональная) культура отдельно взятого человека, поскольку само понятие культуры абсолютно неразрывно связано с человеком. Именно он, как уже говорилось, является главным объектом и субъектом культуры. Индивидуальную культуру также называют культурой личности.
Формирование индивидуальной культуры тесно связано с культурой обучения, воспитания, досуга и игры, а это взаимодействие осуществляется на основе культуры общения. Основные аспекты культуры общения:
― внешний ― ритуальный, "этикетный" ― выполнение общепринятых ритуалов общения, правил этикета, предписывающих, что и как надлежит во время общения делать;
― внутренний ― социально-психологический ― характер отношений между людьми.
В процессе развития личности проявляется ее самобытность, формируются качества и способности, отсутствовавшие прежде и отличающие человека от других людей. Этот процесс, именуемый индивидуализацией, во многом является творческим процессом. И чем выше степень развития индивидуальной культуры человека, тем более осознанно он выполняет свою творческую роль созидателя культурного процесса ― т.е. субъекта культуры.
Таким образом, базовый уровень культуры ― культура личности ― является тем источником, который обеспечивает динамичность культуры в целом, её изменчивость и способность к развитию.
Наиболее высоким уровнем социальной культуры, системой высшего порядка является культура человеческого сообщества (общечеловеческая культура) или мировая культура, вобравшая в себя все богатство и многообразие культур нижестоящих уровней.
Между маргинальными (концевыми) уровнями культуры (индивидуаль-ной и общечеловеческой) находится целый ряд иных уровней. Рассмотрим наиболее значимые из них, соответственно убыванию ― от более высокого до нижних уровней.
региональные культуры ― межнациональные, надэтнические культурные общности, сложившиеся в результате интегративных (объедини-тельных) культурно-исторических процессов в определенном географическом ареале и на протяжении длительного исторического периода сохраняющие свою специфику. Примерами таких культур являются: европейская, американская, африканская, латиноамериканская и другие культуры.
национальные (национально-этнические) культуры, субъек-том которых являются нации, народы, народности. Например, украинская, русская, еврейская и другие культуры.
локальные или локально-региональные ― культуры отдельных областей, районов, городов, имеющих свои специфические особенности, отличающие данный регион. Например, западноукраинская культура, одесская культура и т.д.
В свою очередь, локальные культуры включают в себя множество разнообразных субкультур, носителями которых являются отдельные социальные группы или сообщества: молодежные группировки, пожилые люди, студенты, национальные диаспоры, религиозные и профессиональные сообщества и др.
Именно субкультуры, в первую очередь, культура семьи, оказывают прямое воздействие на формирование индивидуальной культуры каждого члена общества.
И ерархия человеческой культуры наглядно может быть представлена в виде "матрешки", каждый из уровней которой является одновременно подсистемой другой системы более высокого уровня и надсистемой для систем низшего порядка.
2. Общность и устойчивость общечеловеческой культуры основаны
на постоянном воспроизведении накопленного человечеством опыта, на устоявшихся традициях, ценностях.
Для обозначения тех составляющих элементов общечеловеческой культуры, которые обеспечивают ее стабильность, было введено понятие "культурные универсалии".
Универсалии культуры ― это традиции, обычаи, нормы, ценности, правила, свойства и пр. базовые элементы социального и культурного наследия, имеющие универсальный, всеобщий характер ― т.е. характерные для подавляющего большинства культур, вне зависимости от исторической эпохи, географического положения и социального устройства общества.
Раскроем смысл основных культурных универсалий.
Традиции [от лат. traditio ― передача, преемство] ― устоявшиеся в определенных обществах и социальных группах коллективный опыт, формы действий и отношений, порядок в поведении, сохраняющиеся в течение длительного времени и передающиеся из поколения в поколение. Традиции выполняют ряд культурных функций:
обеспечивают преемственность культуры;
служат каналом хранения и передачи информации и ценностей от поколения к поколению;
выполняют функцию отбора подобающих образцов поведения и ценностей:
выступают механизмом социализации и приобщения людей к культуре.
Таким образом, традиции являются необходимым условием стабильности культуры, "кирпичиками", поддерживающими ее устойчивость.
Обычаи ― это исходный, наиболее простой тип культурной регуляции на основе неписаных правил и привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте. Например, обычай здороваться при встрече.
Термин "обычай" может отождествляться с терминами "традиция", "обряд", "ритуал", "нравы". Однако, традиция относится к более широкому кругу явлений и имеет более универсальный характер.
Обряды и ритуалы ― частные случаи обычая, нередко имеющие выраженную этническую, социальную или религиозную окраску.
Обряд представляет собой значительно формализованное, стереотипное поведение или действие, имеющее, прежде всего, символическое значение (крещение, свадьба, инициация, похороны и др.). Сила обряда коренится в его эмоционально-психологическом воздействии на людей, так как обряды вызывают определенные коллективные чувства.
Обряд может складываться из отдельных, последовательно совершаемых ритуалов. Ритуал ― это набор стилизованных и четко распланированных жестов и слов, жестко закрепленный порядок действий. Ритуалы широко распространены в религиозной, политической и даже бытовой сферах. Например, обряд принесения воинской присяги включает ритуалы чтения присяги, ритуал целования знамени и др. Нередко ритуалы направляются или исполняются лицами, специально избранными и подготовленными для этого.
Наиболее торжественные, имеющие символическое значение и посвященные знаменательным событиям или чествованию людей ритуалы носят название "церемонии". Коронование ― яркий пример важной для монархического общества церемонии.
Нравы ― это обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию подпадают те бытующие в данном обществе формы поведения людей, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке. Например, проявление почтения к старикам.
Особой формой нравов является табу ― абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Особую значимость табу имели на ранних этапах социокультурного развития. В современном обществе также существуют табу ― на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил и другие подобные действия.
Культурные нормы ― это исторически сложившиеся стандарты (требования) определенного вида деятельности, регулирующие поведение и отношения людей и выражающие их представление о должном и желательном.
Нормы отличаются друг от друга по уровню обязательности выполнения, по степени свободы их выбора. Существуют нормы, обязательность которых однозначна и определенна, вплоть до применения строгих санкций. Так, законы ― это нормы поведения, зафиксированные в правовых документах на государственном уровне, соблюдение которых обязательно для всех граждан без исключения. Таковыми являются также нормы технической деятельности в производстве ― ГОСТы и СНиПы в строительстве и др.
Существуют также нравственные (неписаные) законы. Примером норм в сфере морали и нравственности могут служить некоторые библейские заповеди: не желай того, что принадлежит ближнему твоему.
Ценности ― свойства предмета или явления, которые отражают степень важности этого предмета (явления) для удовлетворения потребностей, желаний и интересов людей, а также социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.п.
Посредством ценностей культуры в том или ином обществе формируются стандарты культурных оценок, определяется степень важности жизненных целей и выбор методов их достижений.
В систему ценностей отдельного человека, группы, общества могут входить разные виды ценностей, например:
витальные (жизненные) ― жизнь, основные физиологические потребности (еда, вода, кров, секс), здоровье, безопасность и т.д.;
социальные, обусловленные потребностью в признании личных достижений социальным окружением ― трудолюбие, достаток, семья, равенство полов и т.д.;
моральные ― добро, благо, дружба, доброжелательность, честность, взаимопомощь и т.д.;
религиозные ― вера, Бог, спасение, сакральное знание и т.д.;
эстетические ― красота, гармония и т.д.;
политические ― гражданские свободы, патриотизм, государственный суверенитет и др.
На основе системы ценностей в обществе формируются ценностные установки, которые передаются из поколения в поколение посредством воспитания и ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность.
Вектор человеческой жизнедеятельности устремлен к наиболее важным и значимым целям, образцам, моделям будущего, которые определяются понятием "идеал". С одной стороны, идеалы отражают устремления определенных социальных групп (слоев, классов, общества в целом), а также возможные тенденции их развития, совершенствования. С другой стороны, они выступают в качестве главной оценочной категории, на которую ориентируются при отборе приоритетов, ценностей, мотивов деятельности.
Одной из самых значимых культурных универсалий, как средство речи (II-я сигнальная система, по Павлову, свойственная исключительно человеку), является язык ― совокупность знаков и символов, наделенных определенным значением и организованных по определенным правилам, составляющим его грамматику. Иными словами, язык ― это любая знаковая система, при помощи которой можно передавать информацию.
Язык ― важнейший носитель культуры, форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Поэтому словарный запас человека может, в определенной мере, служить показателем его культурного уровня.
Различают множество типов и видов языков:
естественные языки: разговорный, литературный, диалекты, "мертвые" языки (например, латынь);
разновидностью естественного языка являются национальные языки ― украинский, русский, английский и пр.;
искусственные ― язык программирования, язык жестов для глухо-немых, эсперанто;
специфические языковые знаковые системы ― язык искусства, язык математики.
В 1959 году американский антрополог Дж. Мердок выделил более 70 универсалий, которые объединяют все многообразие самых разных культур: язык, возрастная градация, общинная организация, кооперация труда, этика, семья, празднества, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, приветствие, гигиена, личное имя и т.д.
Более короткий список предложил К.Уинслер, который выделил девять фундаментальных черт, присущих всем культурам: речь, материальные черты, искусство, мифология и научное знание, религиозная практика, семья и социальная система, собственность, правительство, война.
Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света и когда бы они не жили, биологически относятся к одному виду Homo sapiens, имеют одни и те же физические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда.
3. Вернемся к многоуровневой иерархии культуры.
В больших культурных сообществах, состоящих из множества этнических и других социальных групп, объединенных устойчивым географическим положением, и (или) религиозным мировоззрением, и (или) единством происхождения ("единством крови"), всегда есть ценности, верования, традиции, формы отношений, которые разделяют большинство членов общества. Совокупность таких общепризнанных элементов культуры называют доминирующей культурой.
Достаточным для формирования доминирующей культуры может быть один или два из вышеперечисленных признаков. Например, длительное время лишенный государственности и вынужденный приспосабливаться к чуждым социокультурным условиям еврейский народ на протяжении многих столетий успешно сохранял свою доминирующая иудейскую культуру на основе единого вероисповедания и единства происхождения.
По перечисленным признакам, доминирующую в современной Украине культуру, к которой принадлежим мы, можно идентифицировать как европейскую, христианско-православную, восточно-славянскую.
Как же взаимодействует доминирующая в обществе культура с культурами входящих в нее групп, которые носят название "субкультуры"?
Субкультура ― это специфическая часть общей культуры, характеризующаяся наличием собственной системы ценностей, идеалов, традиций, обычаев, норм, образцов поведения и т.п., присущих малой социальной группе.
Большинство субкультур не противостоят доминирующей культуре. субкультура определенной группы может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами, одеждой, обычаями и т.д. Отличия эти могут быть ярко выраженными. Тем не менее, субкультура заимствует ряд ценностей доминирующей культуры, в то же время, обогащая ее "своими" ценностями.
Различают огромное множество различных субкультур: возрастная ― молодежная, пожилых людей; студенческая; культуры национальных диаспор; вненациональная и внерегиональная рок-культура; конфессиональные; профессиональные и др.
Конфессиональная культура складывается на основе единого вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви. На этой основе формируется общность ценностей, идеалов, символов и установок. Это позволяет выделять христианскую, мусульманскую, буддистскую и др. культуры.
Профессиональная культура формируется на основе общих образцов культуры, разделяемой той или иной профессиональной группой и базируется на содержании конкретного вида трудовой деятельности и той роли, которую играют в обществе ее представители.
Организационная или микрокультура. Организации обладают своей специфической культурой ― оригинальной совокупностью ценностей, отношений, идеалов, норм, традиций, ритуалов и форм поведения, присущих только данной структурной единице. Организационная культура способствует ориентированию подразделения или отдельных лиц на общие цели, мобилизации инициативы сотрудников, преданности фирме и налаживанию (облегчению) общения. Микрокультурами являются также культуры малых социальных групп ― рода, семьи, коллектива.
Молодежная субкультура ― совокупность взглядов, ценностей, норм поведения и моды, присущих подросткам (от 12 до 18 лет) и юношеству (от 18 лет). В настоящее время молодежная субкультура формируется на стыке массовой культуры (молодежь является ее основным субъектом и потреби-телем) и популярной (формируется в среде повседневной культуры). Молодежной субкультуре присущи такие черты, как:
― новаторство ― стремление привнести в культуру новые традиции, ценности, обычаи (так, например, каждое поколение молодежи обогащает язык новыми понятиями);
― перспективная направленность ― устремленность в будущее;
― конфликтность, которая базируется на вышеуказанных чертах ― новаторство нередко отрицает сложившиеся устои доминирующей культуры (именно эта черта ведет к возможному перерождению некоторых видов молодежной субкультуры в контркультуры).
Если субкультура входит в конфликт с ценностями доминирующей культуры, не просто отличается, но противостоит ей, ее называют контркультурой.
Термин этот был введен в научный оборот Маркузе и Росзаком в 1972 г. для обозначения движения хиппи и студенческих радикальных группировок, прежде всего как идеологического явления. Они увидели в молодежном радикальном движении выступление одного поколения против другого. Молодежь как бы балансирует между принятыми ценностями доминирующий культуры и оппозиционностью к ней. Вхождение в мир господствующей культуры, приобщение к культурным стандартам, адаптация к ним ― процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологическими и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву и ценностным исканиям.
Сегодня понятие контркультура описывает не только сугубо молодежные движения. На ранних этапах своего развития к контркультурам относились рок- и рэп-культуры, однако, со временем они утратили свои оппозиционные корни. Одним из примеров маргинальной (крайней) формы контркультуры являются криминальные субкультуры, имеющие собственную этику, язык, фольклор).
Итак, мы разобрались с разновидностями культуры, обусловленными ее многоуровневой иерархией. Однако многообразием культур разного уровня не исчерпывается типология культуры человеческого сообщества, но эти вопросы рассмотрены в следующем разделе.
- V.1. Феномен украинской культуры ………………………………… 195
- Авторский коллектив
- Жизнь без труда ― воровство, без культуры ― варварство
- Раздел I. Теоретические аспекты культуры
- I.1. Введение в культурологию
- Вопросы для самостоятельной работы:
- 1.2. Культурологические теории: история и современность
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.4. Задачи и функции культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. КультурА первобытности и древнего мира
- II.1. Культура первобытного общества
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.3. Культура Античности
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Понимаю, чтобы верить.
- Раздел III. Культура средневековья
- III.1. Общая характеристика культуры средних веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- III.2. Культура индии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.3. Культура китая и японии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.4. Культура мусульманского востока
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.5. Культура Византии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.6. Западноевропейская культура средневековья
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел IV. Культура Возрождения и Нового Времени
- IV.1. Культура эпохи Возрождения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.2. Становление культуРы новОго вреМени. ЭпоХа барокко
- Вопросы для самостоятельной работы:
- IV.3. Культура эпохи просвещения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.4. Европейская культура XIX века
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.5. Культура на рубеже XIX-хх веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел V. История культуры украины
- V.1. Феномен украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.2. Культура киевской руси
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.3. УкраинсКая культуРа в xіv-XVI веКах
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.4. Культура украины нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.5. Культурно-национальное возрождение в украине XIX - наЧала XX вв.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел VI. Новейшая культуРа
- VI.1. Противоречия и уроки хх столетия
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.2. В поисках новой эстетики: искусство Модернизма
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.3. ЗападНая культура: от модернизма к постмодернизму
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.4. СоветсКая Культура сталинской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.5. СоветсКая Культура 50-80-х годов хх столетия
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Культурологический словарный минимум современного человека
- Рекомендуемая литература
- Раздел I.1. Введение в культурологию
- Раздел I.2. Культурологические теории: история и современность
- Раздел I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Раздел I.4. Задачи и функции культуры
- Раздел I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Раздел I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Раздел II.1. Культура первобытного общества
- Раздел II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Раздел II.3. Культура Античности
- Раздел VI.2. В поисках новой эстетики: искусство модернизма
- Раздел VI.3. Западная культура: от модернизма к постмодернизму
- Раздел VI.4. Советская культура сталинского периода
- Раздел VI.5. Советская культура 50-80-х годов хх столетия
- Раздел VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Раздел VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской