Тадж Махал
В 1629 году, родив на свет 14-го ребенка, супруга индийского Могола умерла. Ей было 36 лет, из которых 17 она была замужем.
Султан Шах-Джахан потерял не только любимую жену, но и мудрую политическую советницу. Есть сведения, что он два года носил по ней траур (по другим рассказам, его волосы поседели от горя) и дал клятву построить надгробный памятник, достойный памяти жены, совершенно необычайный, с которым ничто в мире не сможет сравниться, и едва ли можно поспорить с тем, что ему это удалось.
Арджуманд Бану, известная также, как Мумтаз-Махал («Избранная дворцом»), покоится именно в такой необычайной гробнице, названной ее именем в сокращении: Тадж-Махал.
Здание стало известным во всем мире и привлекло невероятно много посетителей. Знакомый по бесчисленным фотографиям силуэт стал символом Индии. Его облик просто связан в памяти с этой страной. Можно снова и снова приезжать к Тадж-Махалу, снова и снова ему поражаться. В зависимости от времени дня и от соотношения света и тени он по-разному воздействует на наблюдателя. В нем нет монументальной тяжести мавзолея, чего вполне можно было бы ожидать. Скорее кажется, что он парит между небом и землей: его пропорции, симметричность архитектуры, окружающие сады и зеркало вод создают впечатление, от которого бесчисленные посетители снова и снова лишаются дара речи.
Строительство Тадж-Махала длилось 22 года, на нем были заняты около 20 000 рабочих. Говорят, что один француз и один венецианец принимали значительное участие в осуществлении архитектурного проекта. Но ни одно из имен архитекторов с достоверностью не подтверждается.
Усыпальница выстроена из мрамора (его надо было доставлять на место из каменоломни за 300 километров), но здание вовсе не выдержано полностью в белом цвете, как это пытаются представить многие фотографии. Поверхность его инкрустирована тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, а для каллиграфически выполненных орнаментов использовался черный мрамор. Искусной ручной работы, филигранно отделанная, мраморная облицовка отбрасывает - в зависимости от падения света - завораживающие тени. Когда-то двери в Тадж-Махал были из серебра. Внутри находился парапет из золота, а усыпанная жемчугом ткань лежала на гробнице принцессы, установленной на самом месте ее сожжения. Воры похитили эти драгоценные предметы и неоднократно пытались выбить драгоценные камни инкрустации. Но, несмотря на все это, мавзолей и сегодня у каждого посетителя вызывает потрясение.
Здание расположено в садовом ландшафте, входить в него нужно через большие, редкостно красивые ворота, которые символизируют вход в рай. Над ними возвышается увенчанный куполами павильон, и сначала здесь тоже была дверь из серебра, в которую к тому же были забиты сотни серебряных гвоздей. Дверь украли, и в настоящее время на ее месте дверь из меди. Есть история, скорее всего недостоверная, будто Шах-Джахан хотел на другом берегу реки Джамны построить себе мавзолей из черного мрамора.
В 1658 году его сын Аурангзеб захватил власть и девять лет, до самой смерти отца, держал его под домашним арестом в Агра-форте. Оттуда Шах-Джахану был виден Тадж-Махал.
- Культурно-исторические центры, их классификация и роль в разработке туристских маршрутов. Эффективные технологии, инновации.
- 1. Центры искусств и литературы (известные деятели литературы, театра, кино; произведения скульптуры; художественные промыслы; театры, студий и т.Д.)
- 4. Тематические парки культуры (искусственные ландшафты (селитебные, рекреационные, спортивно-оздоровительные, промышленные, транспортные) )
- Храм Покрова на Нерли
- Колизей
- Собор Святого Петра
- Парфенон
- Стоунхендж
- Версаль
- Эйфелева башня
- Пирамиды
- Софийский собор
- Тадж Махал
- Великая Китайская Стена
- Остров Пасхи
- Статуя Свободы
- Статуя Спасителя