logo
контрольный текст )

Семикаракорский фаянс

Семикаракорский народный художественный промысел - это "жемчужина Дона", его визитная карточка, единственное на Дону предприятие, выпускающее фаянсовые изделия. Промысел молод, но традиционен, так как основан на вековых традициях гончарного ремесла казачьей станицы Семикаракорская. Археологические исследования подтверждают, что гончарное ремесло зарождалось стихийно в этом регионе всюду, где были глины.

В раннем средневековье (VIII - начало IX века нашей эры) крупным центром изготовления грубой керамики (кирпича, плоской и овальной черепицы, посуды) было укрупненное поселение хазарского каганата, располагавшегося на реке Сал в пяти километрах от нынешнего города Семикаракорска. Название этого города Семикаракор и произошло от названия крепости, что в переводе с тюркского - большая черная крепость.

Оригинальные формы изделий создаются методом шликерного литья в гипсовых формах или пластическим формованием на оборудовании ручной формовки. Вручную делается также оправка, монтаж приставных деталий и заглаживание поверхности. После сушки в естественных условиях изделия обжигают в печах дважды. При первом обжиге фаянсовая масса спекается, частично плавится, приобретая свойства искусственного камня.

Во второй половине 30-х годов кустарные гончарные мастерские, оборудованные гончарными кругами, объединяютсяв отдельную отрасль - семикаракорский райпромкомбинат (ныне предприятие Аксинья), где в 1972 году создается цех художественной керамики. В 1975 году внедрена технология изготовления изделий и сувениров из белой фаянсовой массы. Художникам и мастерам удалось создать оригинальное стилевое направление - семикаракорское письмо.

После обжига изделия декорируются ручной росписью, покрываются бесцветной глазурью и обжигаются повторно. Прозрачная глазурь сплавляется с подглазурными красками росписи и дает "вечный" декор с нежными тональными переходами. Создают изделия художники-керамисты, значительная часть которых - члены Союза художников России. Фаянс известен не только в Ростовской области, но и далеко за ее пределами.

Изделия экспонировались на многочисленных художественных выставках и ярмарках в нашей стране и за рубежом - во Франции, в Японии, Англии, Германии, Югославии, Болгарии, Польше.

Скань

Ювелирная техника скань – это ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Украшаются изделия из скани маленькими серебряными или золотыми шариками (зернью) и эмалью. Художественная обработка металла – филигранная скань – известна издавна. Появилось это художественно-прикладное искусство в 9 веке. Тончайшая проволока, искусно свитая, делает каждое изделие уникальным. Большое разнообразие видов скани позволяет создавать поистине образцы художественного промысла. Напайная филигрань предполагает напайку проволоки и зерни на листовой металл, объемная филигрань используется для объемных предметов – кубков, ваз, подносов, ажурная филигрань – кружево из проволоки с напаянной зернью. Филигранная ажурная скань горит и переливается всеми цветами радуги, разбрасывая вокруг золотые, серебряные и медные искры.