1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
Революция по общему определению – это глубокое, качественное, резкое, скачкообразное изменение в развитии общества.
Революция – это переворот, это перерыв в постепенности развития общества
Революция – это антипод эволюции, реформам, спокойному, эволюционному, естественному постепенному движению к прогрессу.
Революция в России всколыхнула все сферы жизни, все слои общества.
Революций, как подтверждает история, без причин не бывает. Социалистическая революция 1917 года проходила под лозунгами: хлеба, мира, Земли, правды, равенства, свободы.
Практически все население было поставлено перед выбором.
С одной стороны - либо принять революцию с ее принципами, правилами, законами, жить и действовать в русле музыки революции, ждать, когда она очистит, освежит страну, омолодит культуру.
С другой стороны - не принять революцию, отвергнуть ее, как фактор, разрушающий старые устои общества, как посягательство на его бывшие экономические, политические, юридические, духовные основы. В основе выбора и тех и других лежали такие важные вопросы, как судьба России, пути ее развития, осуществление человеческих устремлений и идеалов: демократии, свободы, равенства, правды.
Несмотря на то, что революция всколыхнула все общество, противоборство коснулось прежде всего мыслящей части общества, создателей идеологических концепций, создателей духовных ценностей. Илья Эренбург когда-то сказал, что культура – это не пирог, который можно разрезать, отмечая единство культурного процесса.
Часто в литературе, передачах радио и телевидения, особенно в последний период перестройки, утверждается, что интеллигенция боролась с властью после революции из-за любви к России, спасая ее на основе патриотизма. Известно, что такие люди не поддерживали власть, не помогли ей, ступали в непримиримую оппозицию, за что нередко их высылали из страны. Многие из них из-за рубежа не прекращали бороться с советской властью, помогая недругам России.
Есть и другая сторона этой проблемы. Часто не берутся во внимание мнения, взгляды, позиция, желания основной массы населения, которая, например, после революции, в тяжелейшие времена не была лишена патриотизма, желания помогать стране строить, растить хлеб, создавать оборону. Именно это единство народа, поддержка власти помогло советскому Союзу позже разгромить фашизм.
Какие же особенности культурного процесса были заметны и утверждались в первые годы советской власти в российском обществе.
Утверждалась тенденция политизации культуры, то есть привнесения в нее идеологического начала, превращения культуры в орудие коммунистического воспитания масс. В частности, искусство превращалось в прямую функцию идеологии: действия персонажей театра и литературы обсуждались и оценивались как действия реальных людей, ответственность за их дела и мысли нес автор.
Культура революционного периода – это культура, порвавшая в своем развитии преемственность поколений, из-за идеологического неприятия культурных ценностей прошлого, из-за эмиграционного опустошения культурного пространства, из-за приоритета прагматизма в культуре, т.е. бытовой ее стороны перед достижениями вековой истории и культуры.
В послереволюционный период левое направление в революции объясняло, что ради революционной целесообразности необходимо отвергнуть старую культуру как буржуазную, создать новую классовую чисто пролетарскую культуру. Так Богданов – руководитель «Пролеткульта» говорил: «Я новый мир хотел построить, да больше нечего ломать»
В руководстве культурным процессом в России повсеместно сказались факторы, которыми являлись недостаточная общая и теоретическая подготовка руководящих кадров, слабое знание ими основ культуры и искусства, упрощенное восприятие ими ленинской концепции культуры.
В.И. Ленин в 1918 году говорил: «Поскольку главная масса интеллигенции старой России оказывается прямым противником Советской власти, опираться на эту интеллигенцию мы не будем никогда. А будем опираться только на авангард пролетариата, ведущих за собой всех пролетариев и всю деревенскую бедноту. Другой опоры у партии коммунистов быть не может». Но уровень научного прогнозирования не возможен был без определенного интеллектуального потенциала, многовариантных подходов. И Россия для своего собственного развития должна была иметь интеллектуальную сферу: политиков, ученых, писателей, актеров. Для этого первоначально нужно было элементарно просветить народ, обучить население.
Эти задачи воплотились в емкое, широкое и многомерное понятие – культурной революции. Основой всех социалистических преобразований В.И. Ленин понимал культуру, сознание, образованность народа.
Еще Н.Г. Чернышевский в свое время говорил: Не нужно доказывать, что образование – самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны».
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры