logo
kulturol_posobie_Anokhina

3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт

Решению грандиозных экономических, культурных воспитательных задач предполагалась планомерная работа по созданию новой системы народного образования, воспитанию старой и подготовке новой социалистической интеллигенции. Этим самым отмечалось, что культура не есть нечто изолированное, вне времени и пространства, а тесно увязывается со всеми сторонами жизни.

Прежде всего необходимо обратить вниманию на важнейший документ, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 г. Это Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. Согласно ему церковь отделяется от государства, запрещается в пределах Республики издавать законы, ограничивающие свободу совести, гражданин исповедует любую религии или не исповедует никакой, действия государственных органов не сопровождаются религиозными обрядами, никто не уклоняется от исполнения своих гражданских обязанностей, ссылаясь на свои религиозные воззрения. Школа отделяется от церкви, преподавание религиозных вероучений во всех государственных, общественных и частных учебных заведениях не допускается, граждане могут обучать и обучаться религии частным образом. Принудительное взыскание сборов и обложений в пользу церкви не допускается. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью, прав юридического лица они не имеют.

Вопросы культуры постоянно рассматривались на заседаниях Совета Народных Комиссаров (СНК), на съездах партии, конференциях, Пленумах ЦК, собраниях. Была разработана программа культурной революции. Различные участки культурного процесса возглавили А.В. Луначарский, М.И. Калинин, Н.К. Крупская, А.С. Бубнов, М.Н. Покровский, Е.М. Ярославский.

Какую цель преследовала многогранная, грандиозная программа культурной революции? В ее содержание входили:

Практика показала, что ликвидация неграмотности превратилась и переросла в массовое образовательное и социально-демократическое движение, в котором приняли участие миллионы передовых рабочих, колхозников, студентов, представителей интеллигенции.

Начало этой массовой работе положили два исторических документа:

Согласно ему все грамотное население страны привлекалось к разъяснению неграмотным законов и постановлений Советской власти, а также обучению неграмотных.

В июне 1930 г. принято постановление ЦК «О всеобщем обязательном начальном образовании». В этих целях приписано использовать помещичьи усадьбы, кулацкие дома.

В августе 1931 г. принято постановление «О начальной и средней школе».

В мае 1934 г. принято постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР». Этим установлена единая сеть школ:

  1. Начальное образование 1-4 классы

  2. Неполное среднее образование 5-7 классы

  3. Среднее образование 8-10 классы

Динамика изменения количества школ:

1914 год

1927 год

1940 год

1988 год

школ

124 тыс.

119 тыс.

192 тыс.

130 тыс.

учащихся

9 млн.

11 млн.

34 млн.

43 млн.

учителей

280 тыс.

346 тыс.

1 млн. 216 тыс.

3 млн. 207 тыс.

в 1996 году 26% школ работали в 2и 3 смены

Несмотря на тяжелое для страны время, на ликвидацию неграмотности были выделены значительные денежные средства, бумага, учебные пособия, отпечатано около 5 млн. букварей для взрослых, улучшено продовольственное снабжение работников ликбеза. Горячее участие в работе принял А.М. Горький, подготовивший специальную серию книг для малограмотных.

Для чтения использовались газеты «Правда» и «Беднота». Букварей не хватало, и по предложению Н.К. Крупской один-два раза в неделю печатались приложения к газете «Беднота» - специальный листок для обучающихся грамоте. Особенно велико было количество неграмотных в деревне. Ничтожным был процент грамотных среди национальных меньшинств. Так, в Чувашии до революции было 7% грамотных, среди татарского населения бывшей Казанской губернии – 12,7%, марийцев – 3,5%, таджиков – 3%, казахов – 1%, киргизов – 0,6;, туркмен – 0,7%, якутов – 0,7%

Работа в национальных районах затруднялась почти полным отсутствием букварей и книг на национальных языках. При ВЧК ликбеза в 1920 г. была создана секция нацменьшинств. Уже через год, в 1921 году, было подготовлено два выпуска курсов инструкторов по ликбезу среди нацменьшинств. Вскоре было составлено 39 букварей на национальных языках для взрослых. Начата разработка письменности для более чем 40 народов, не имевших ее до революции. В результате уже к 1932 году грамотность в национальных районах заметно возросла: в Туркмении до 61%, в Узбекистане – до 72%, в Таджикистане до 36%, республиках Закавказья – до 79%.

Громадный размах получила эта работа среди комсомольцев и бойцов Красной Армии: к 1 мая 1922 года весь личный состав Красной Армии был грамотным, а среди комсомольцев неграмотность была ликвидирована уже к 1920 году. Комсомол сам стал играть активную роль в ликбезовской работе. Согласно месячникам ликбеза, объясняемым комсомолом, каждый комсомолец должен был обучать одного неграмотного. Первый месячник превратился в массовый культпоход, длившийся несколько лет. В этот период, как отличала Н.К. Крупская, кроме достижений совершались ошибки, шумиха, спешка, элементы командования.

По планам ликвидировать неграмотность предстояло к 10-летию Октября. Но даже колоссальная работа не закончилась успехом. Неграмотность была в основном ликвидирована среди кадровых рабочих. Среди населения от 9 лет и старше грамотность составила только 51, 1%.

В 1929 году была поставлена задача превращения районов сплошной коллективизации в район сплошной грамотности. Для чего в каждом сельсовете открывались избы-читальни, на работу в них мобилизовали из городов до 10 млн. комсомольцев и коммунистов. И если за 3 первые года Советской власти было обучено грамоте 4 млн. человек, то за 2 пятилетки около 40 млн. человек.