logo
kulturol_posobie_Anokhina

6. Меценаты России в развитии культуры

Наша страна располагает богатейшим культурным наследием, в состав которого входят разнообразные памятники материальной и духовной культуры.

В архивах, в прессе, в мемуарной литературе и эпистолярных источниках, в зарубежных изданиях можно найти большой, интереснейший материал о тех, кто прославился своей меценатской и благотворительной деятельностью.

Не имея каких-либо особых дарований в определенных областях художественного творчества, но, обладая высоким эстетическим чувством и ощущая нравственную потребность к просвещению и культуре, они стремились обогатить жизнь людей созданием художественных собраний, изданием книг, оказанием поддержки начинающим, но уже талантливым художникам, музыкантам, писателям, поэтам.

У российских меценатов были разные судьбы, разные характеры – далеко не идеальные, каждый со своими сложностями, недостатками, причудами.

Они имели разные взгляды, вкусы, пристрастия. Но было нечто общее, что объединяло не похожих друг на друга людей – их деятельность в сфере предпринимательства и меценатства.

Недаром К.С. Станиславский писал: «Для того чтобы процветало искусство, культура нужны не только художники, но и меценаты, благотворители».

Российские меценаты в основном выходцы из московского купечества, представители промышленных и торговых династий страны.

Благотворительность российского купечества, его щедрость поражали не только соотечественников, но и иностранцев.

Почему они были так щедры?

П.А. Бурышкин в книге: «Москва купеческая» отвечает на этот вопрос так:

  1. Они обладали большими деньгами, имели повышенную религиозность, желание обрести благодать в вечной жизни через земную добродетель.

  2. Купечество было отстранено от насыщенной идеями борьбы, не втягивалось в революционную теорию и практику.

  3. Побудительным мотивом купечества был инстинкт практической деятельности.

В числе первых купцов – благотворителей был К.В. Крестовников, Н.Б. Юсупов, А. Куманин, С. Алексеев, Г. Киряков.

Однако, не всегда российские купцы характеризовались положительно. Так, Уоллес в книге «Россия», Плавильщиков в книге «Сиделец», Островский в своих пьесах, Крылов в басне «Купец», Гоголь в «Ревизоре», Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» говорят о жадности, обмане, корыстолюбии, безнравственности и других отрицательных качествах, не желательных для предпринимателей и бизнесменов.

Добролюбов писал о купеческом быте: «Это – мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющий боли, мир тюремного, гробового безмолвия, нет ни света, ни тепла, ни простора. Ни один звук с вольного воздуха, ни один луч света не проникает в нее».

Современник Петра I Иван Посошков в своей работе «О скудости и богатстве» писал, что без купечества нет ни царства, ни армии. Но при этом, зная их негативные качества, желал купечеству меняться. Он хотел, чтобы

Но было другое купечество, которое являло миру добродетель, порядочность, нравственность, честные правила игры на поле предпринимательства, экономических и межличностных отношений в своей среде. Они в торгово-промышленной Москве играли ведущую роль, снабжали благотворительные учреждения необходимым, строили богадельни, создавали попечительные о бедных комитеты, завещали средства школам, ссужали на улучшение облика города.

В Москве как известно, было 9 благотворительных учреждений, в том числе:

Московское купечество финансировало эти благотворительные организации деньгами, имуществом, зданиями. В их числе – детские приюты, больницы, дома бесплатных квартир, библиотеки, училища для детей, женские гимназии, реальные училища, учительские семинары, глазные больницы.

Но вклад российских предпринимателей, купцов измеряется не только миллионами рублей, подаренных обществу, а также их кропотливой одухотворенной деятельностью.

Меценатами и благотворителями из числа именитого московского купечества только в Москве были осуществлены крупные начинания в области культуры, просвещения. Они явили миру: Третьяковскую галерею, собрание новой западной живописи Щукина и Морозова, театральный музей Бахрушина, частную оперу Мамонтова, Московский кустарный музей.

Можно назвать также собрание книг, рукописей и других материалов графа Н.П. Румянцева, послуживших основой для известного Румянцевского музея, или организацию школы художественных промыслов в селе Талашкино княгиней М.К. Тенешевой в конце XIX в., музея русской старины в Смоленске и рисовальной школы в Петербурге.

Все меценаты были участниками политической жизни в обществе, носителями определенного типа и уровня политической культуры.

Так работа Н. Думовой «Московскме меценаты» содержит богатые биографические данные о меценатах и коллекционерах России, раскрывает путь становления многих из них в крупные, яркие, самобытные личности. Журнал «Памятники отечества» в статье под названием «Завещано России» дает сведения о 50 меценатах, их жизни в России и за рубежом, их вклад в отечественную и мировую культуру.

Богатый материал о московских купцах – меценатах показывает П.А. Бурышкин в книге: «Москва купеческая». В ней раскрыта судьба 25 крупнейших купеческих фамилий, их производственная, предпринимательская, благотворительная деятельность, показан вклад в развитие отечественной культуры.

А.Н. Боханов в книге «»Коллекционеры и меценаты в России» раскрывает судьбу многих семей российских предпринимателей, показывает их взаимоотношения, отношения с культурой, их вклад в науку и культуру, их деятельность на почве благотворительности, милосердия, доброты.

Слова «коллекционер», «меценат», стали наиболее распространенными в XIX веке. Коллекционерами называли лиц, ведущих систематизированное, целенаправленное собрание однородных предметов, которые представляли для них интерес и ценность художественную, историческую или научную.

К таковым предметам относили драгоценные камни, почтовые марки, старинные рукописи, книги, картины, монеты, ювелирные изделия, диковинные вещи, раковины, инструменты, часы, оружие, мебель, посуду, этнографические и исторические находки.

Меценатами называли людей, покровительствующих талантам, служителям искусств, людям творческих профессий актерам, художникам.

Одним из первых собирателей как уже отмечалось ранее был Петр I. Особенный интерес у него проявился при посещении им заграницы в 1697 – 1698 годах.

Уже там он посетил аукционы, где купил картины, книги, инструменты, редкие древности, географические часы, каталог Оксфордской библиотеки, Покупал попугаев, мартышек, крокодилов, изящных рыб. Посетил знатных людей, коллекционеров – архитектора Схейнфуга, профессора Фридерика Рюйта, Николая Шевалье, бургомистра Амстердама Николая Витнеса, казначея английского адмиралтейства Якоба де Вильде. Позже доверенные лица Петра Великого или он сам купили коллекцию монет в Гамбурге Людерса, кабинет Яна Вильде (перстни, лампады, камни), 400 экземпляров монет и древностей в Константинополе, коллекцию Готвальда, Рюйта, Себа (кубки, колье, резьбу)

В России он указами регламентировал поиски древних поклаж, предметов, старых вещей, украшений из золота, старинной посуды, светильников, статуэток, надписей на каменьях, в регионах Сибири, Алтая, Киргизии, Средней Азии. С этой целью даже снаряжались ученые экспедиции. В итоге из зарубежных и местных поступлений в России был создан музей редкостей и ценных вещей – Кунсткамера, который еще при жизни Петра превращался в крупный музей мира.

По требованию Петра его агенты по приобретению ценностей за рубежом Рагузинский и Кологривов закупают для оформления Летнего сада и завозят в Россию 25 статуй и 70 бюстов, изготовленных из мрамора венецианскими мастерами. Поэтому не случайно сад называют первым открытым музеем скульптуры в России.

Петр I оставил после себя также солидную и уникальную коллекцию оружия, которая легла в основу созданной в 1810 г. Оружейной палаты Московского Кремля, получивший более 3000 образцов оружия.

Камергер Петра Кологривов по всему свету скупал живопись, статуи. Так уже в 1725 г. в Петергофе насчитывалось 204 картины видных художников Запада.

Знатные придворные, промышленники, подражая царю, собирали древности, картины. Среди них князья и графы: Головин, Гагарин, Демидов, Голицын, Остерман.

Так позднее после смерти Шереметева в музеи было передано, собранных им 28 картин, от Чернышова – 89, от Разумовского – 43, от Шувалова – более 200.

Искусными коллекционерами, владельцами крупных библиотек и любителями книг, в России проявили себя императрица Екатерина II, президент Российской академии Е. Дашкова, просветитель, журналист, сатирик, книгоиздатель Новиков, ученый М.Ломоносов, историки Щербашов, Татищев, патриархат России, Румянцев, Чертков, декабристы.

Так после кончины М.В.Ломоносова в его библиотеке обнаружено более 600 научных книг, лишь 120 из них на русском языке. Остальные на латинском, греческом, немецком, французском.

Уникальную и ценнейшую библиотеку собрал историк Татищев, тем что он скупал многие частные библиотеки, старинные рукописи, редкие издания.

Значительно пополнила художественные ценности императрица Екатерина II. В 1764 г. она в возмещение долга от берлинского купца Гоцковского принимает собрание 225 картин. Затем по рекомендации Дитро она покупает собрание коллекционера Брюля из Дрездена – 352 картины. Позже ее миссионеры скупают в Париже, Венеции, Лондоне коллекции картин у Аведа, Жюльена де Виллета, Шуазеля. Только у Кроза было куплено 400 картин, 19 тыс. рисунков, 1500 резных камней, собрание итальянской майолики. Все это поступало в Эрмитаж, который через 20 лет от основания насчитывал 2685 картин.

Меценатство также носило и различную другую направленность. Так по почину Н.И. Новикова частные лица основывали училища и школы для бедных детей, и строят В Петербурге и Москве.

Многие состоятельные и образованные люди еще в XVII – XVIII веках давали кров актерам и организовывали работу театров. Театры (крепостные) имели граф Шереметев, Воронцов, князь Голицын, князь Черкасский, Юсупов. Размещались они в их подмосковных усадьбах, которые стали в России центрами общения художников, литераторов, музыкантов, актеров.

Ни одно крупное общественное событие не проходило мимо усадьбы Шереметева «Останкино». В июле 1795 г. в ней чествовали победителей в войне с Турцией, в 1797 г. принимали императора Павла I и польского короля Станислава Понятовского. В 1801 г. в день коронации Останкино посетил император Александр I.

Шереметев содержал один из лучших и больших «частных театров», насчитывающих более 170 человек. В нем были талантливые актеры: певица Ковалева (Жемчугова), балерина Шлыкова (Гранатова), директором театра был композитор 18 века Дектерев. Для обучения актеров Шереметев приглашал лучших актеров того времени: Дмитриевского, Плавильщикова, Шушерина, Сандунова, Синявскую. Репертуар включал свыше 100 драм, комедий, опер, балетов русских и иностранных композиторов Бортнянского, Матинского, Сальери.

Часто ставились спектакли, не шедшие на профессиональной сцене. Декорации писали крепостные художники Мухин, Калинин, Фунтусов. Крепостной инженер-самоучка добился технически за 30 минут превращения сценического зала в зал для танцев и банкетов. Этот зал единственный в Европе, сохранившийся в первозданном виде, как уникальное сооружение 18 века.

Крупным очагом культуры конца XVIII начала XIX века можно назвать Архангельское – усадьбу князя М.Б. Юсупова, коллекционера, любителя искусства.

Архангельское с 1650 г. принадлежало: Шереметеву, затем по родству – Одоевским, Черкасским, в 1703 г. – князю Голицыну, 1809 г. помещику Н.Б. Юсупову. Это образованный и богатейший помещик, имел 20 тыс. крепостных, 20 имений в губерниях России. Будучи за границей завел обширные знакомства с писателями, художниками, философами, начал собирать картины, книги, скульптуру, гравюры.

Его театр имел труппу до 20 актеров, ставились балеты «Севильский цирюльник», «Сварливые жены», «Синяя борода». Его оркестр часто приглашался в аристократические дома. Театр славился декорациями Пьетро Ганзага – их было более 10. Среди актеров театра была певица Анна Борунова, балерина Анна Рабутовская, Софья Малинкина.

С 1811 г. князь Юсупов привез во дворец Архангельское более 500 картин крупных мастеров. Его мастера в поместье реставрировали и копировали картины, расписывали фарфор, расписывали залы. Среди них Политаев, Ткачев, Шебанин.

С 1818 г. Юсупов организует художественную школу, которая за 13 лет подготовила 59 художников.

XIX век всемирно известен художественными достижениями, ценностями, которые создала плеяда художников: Репин, Перов, Серов, Поленов, Верещагин, Соврасов, Левитан, Крамской, Ге и другие.